Для одних дом – крепость, для других – тюрьма, где самый жестокий надзиратель – мужчина, с которым ты когда-то решила связать жизнь
Этим летом в издательстве «Альпина паблишер» выходит книга Дианы Садреевой «Ты не виновата. Почему домашнее насилие — это не про любовь». В ней собраны истории пятидесяти женщин, столкнувшихся с абьюзом.
Недавний скандал с блогером Региной Тодоренко показал, насколько важна и, к огромному сожалению, актуальна эта тема. Но говорить о ней по-прежнему не очень принято. Жертве зачастую страшно, стыдно и не хочется «выносить сор из избы». Ухудшают ситуацию стереотипы, связанные с домашним насилием. Какие именно?
Исторически ответственность за крепость брака возлагалась на женщину. И это была не самая почетная роль, ведь во всех проблемах обвиняли хранительницу очага.
Даже если изучить современный книжный рынок, то большая часть популярной психологической литературы о том, как укрепить отношения, будет рассчитана на женщин.
Именно они должны быть мягче или требовательнее, мудрее или хитрее, удерживать, вдохновлять, влюблять. А иначе — услышишь осуждающее «у хорошей жены муж по сторонам не смотрит (не пьет, не гуляет)». А уж если мужчина поднял руку, сама довела, обидела, флиртовала с другими, не понимала, вот он и не выдержал. Вела бы себя по-другому — ничего бы не было!
Конечно, жестокость не имеет оправданий. Но еще страшнее, что у нее нет никаких оснований — человек делает больно другому просто потому, что ему это доставляет удовольствие. Прочувствовать эту жуткую атмосферу безнадежности можно буквально с первых страниц книги «Роза Марена» Стивена Кинга.
Полицейский Норман 14 лет избивает свою жену Рози за малейшую провинность: беспорядок в доме, не такой взгляд, брошенный на него, книга в мягкой обложке, которая ему просто не понравилась. Он делает это методично и продуманно, чтобы не оставить следов, чтобы в больнице поверили — Рози упала с лестницы. И уход жены становится для него ударом — надо найти жертву во что бы то ни стало, ведь она виновата, что перестала ею быть!
Нормальная — это социально благополучная, успешная, обеспеченная семья. Мужчина, поднимающий руку на жену, — непременно мрачный опустившийся тип, пьющий и недалекий. Жена, скорее всего, недалеко ушла, раз связалась с этим типом. Сегодня тарелками друг в друга швыряются, завтра мирятся.
Сложнее поверить в насилие, когда речь идет о внешне благополучной семье. О паре, которую приводят в пример друзья и близкие, о тех, под чьими фото в соцсетях оставляют комментарии «Вон она — настоящая любовь». И чем более совершенными кажутся отношения, тем страшнее женщине озвучить, что за дверями шикарного жилья с дизайнерской мебелью творится кошмар.
Проще ни с кем не общаться, не подпускать близко, чем из объекта обожания и восхищения превратиться в героиню сплетен.
Абьюз в книге «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти как раз из таких. Красивый, богатый, обходительный Перри Райт то пытается задушить, то просто бьет по лицу свою жену и мать очаровательных близнецов Селесту. А потом молит о прощении и дарит драгоценности, которые она никогда не наденет.
И даже в кабинете у психолога Селеста прикрывает синяки и с трудом может признаться, что это не просто ссоры или разногласия двух влюбленных, но темпераментных людей, а самое настоящее насилие.
Это, пожалуй, самый опасный стереотип. Раз все правда так плохо, почему нельзя просто взять и уйти? Забрать детей, найти работу, начать новую жизнь…
Людям, никогда не сталкивавшимся с абьюзерами, сложно понять, как постепенно меняется психология жертвы, искажается ее мышление.
Ей кажется, что человек, который бьет и издевается, на самый деле может измениться, нужно лишь помочь. Иногда уйти действительно некуда, нет родных, нет профессии, нет веры в свои силы.
Бывает, что мешает страх за себя и за детей, ведь за попытку бегства тиран может убить. Иногда накладывается осуждение близких: иди домой и налаживай отношения, это твой муж!
Исследования психологов показали: пострадавшие от психологического или физического насилия женщины даже после разрыва с абьюзером не сразу приходят в себя и нуждаются в помощи специалиста.
У матери главной героини романа Елены Михалковой «Нет кузнечика в траве» было много причин оставаться с жестоким мужем. Сначала она надеялась, что ее красивый, веселый, увлеченный новыми идеями муж одумается, возьмет себя в руки, прекратит пить, добьется успеха и станет, как когда-то давно, самым заботливым и нежным. Потом боялась за себя и дочь, понимая, что уйти ей просто некуда. А потом решилась на отчаянные меры.
Однажды исследователи провели эксперимент: участников разделили на две группы, одной из которых показывали шутки с сексистским подтекстом. После обеим группам демонстрировали кадры, на которых женщин подвергали абьюзу. Группа «подогретых» юмором отнеслась к этим кадрам куда более лояльно.
Помимо побоев, существует так называемое тихое насилие. В полицию с ним не пойдешь, состава преступления просто нет. Это грубые шутки и унизительные комментарии, манипуляции, игнорирование, ограничение свободы, часто замаскированное под заботу: ну зачем тебе работа, ты устаешь, не стоит видеться с друзьями, они тебе завидуют…
Все это постепенно разрушает личность, лишает ее воли, как это произошло с героиней из романа «Жена между нами» Грир Хендрикс и Сары Пекканен. Все начинается по классической схеме: юная девушка встречает мужчину своей мечты. Вот только в итоге он разрушает ее жизнь и превращает яркую и веселую Ванессу в несчастную потерянную женщину с алкогольной зависимостью. В книге история заканчивается хорошо, а вот в жизни такое случается редко и не без помощи психотерапевта.
21.05.20, 16:44