«Меня не интересуют произведения искусства как таковые»: Изабель Грав — о новой книге и искусстве
Изабель Грав, профессор теории и истории искусства из Франкфурта, выпустила новую книгу «В другом мире. Заметки 2014-2017», в которой обращается к личным переживаниям и пытается преодолеть боль от утраты родителей. Специально для BURO. управляющий редактор Ad Marginem Виктория Перетицкая поговорила с немецкой писательницей о литературе, искусствоведении и личной драме.
Я втайне писала короткие рассказы в течение многих лет (но хранила их в ящике письменного стола). Также с детства веду дневник. Поэтому переход к более литературному жанру не стал для меня полной неожиданностью, учитывая, что я всегда скрупулезно работаю над стилем своих искусствоведческих текстов. Выбрать более художественную форму письма меня подтолкнули два фактора: во-первых, интерес к современной литературе, которая, казалось, лучше справилась с отражением напряженного политического и социального кризиса 2015-2017 годов, а также ощущение «новой жизни», начавшейся после смерти родителей. Подобно Ролану Барту, который после смерти матери стремился к менее академичной «vita nova», я также чувствовала необходимость позволить другому голосу выйти на передний план. Другими словами, мне хотелось, чтобы те наблюдения, которые я раньше держала в себе, проявились в новой литературной форме.
В своих искусствоведческих текстах мне нравится связывать конкретные эстетические явления с социальными и экономическими контекстами, в которые они встроены. Меня не интересуют произведения искусства «как таковые» — для меня они состоят из других факторов. Я думаю, что применила этот метод к «я», которое говорит в книге, потому что это «я», безусловно, специфично, но в то же время насквозь социально. Однако я не определялась со стилем заранее — все пришло ко мне совершенно естественно.
Я думаю, что можно выбрать такой вид художественной критики, который одновременно будет теоретически и исторически обоснованным, хорошо аргументированным и хорошо написанным. Мне очень интересно изучать, как такие концепты, как вымысел и присвоение своих идей другим людям или объектам, входят в искусствоведческий дискурс. Это редко обсуждается и осмысляется. Мне бы хотелось это изменить благодаря конференции, которую я организую в следующем году вместе со своей коллегой Беатой Сентген. Вы знаете, литературные стратегии были в художественной критике с самого начала. Подумайте только о формате диалога, используемом Дидро в своих текстах. Поэтому мне кажется, что можно использовать литературные приемы в научных текстах, чтобы вторые не теряли авторитет или актуальность.
Некоторые заметки не попали в книгу. Я либо сочла их слишком банальными, либо они не вписывались в общую хореографию. Однако я не исключала темы намеренно. Для меня решающее значение имел последовательный порядок текстов, были предусмотрены внезапные перерывы и повороты. Я черпала литературное вдохновение в чтении таких авторов, как Дебора Леви, Рейчел Каск или Анни Эрно. Но для меня также важно приступать к написанию текста сразу после пробуждения утром, не думая ни о чем, кроме сна, который остается позади.
Обложки книг крайне важны для меня. Обычно я очень тесно сотрудничаю с графическим дизайнером и, как правило, выбираю изображение, которое используется для обложки. Поскольку я сама издательница (Изабель Грав издает журнал Texte zur Kunst. — Прим. BURO.), обложки — это дело сердца. Если мне не нравится внешний вид моей книги, это портит удовольствие от ее публикации. Если конкретный издатель предлагает красивую обложку, которая привлекательна в моих глазах, значит, он тот, кто мне нужен!
Сейчас я работаю над двумя книгами. Одна — новый литературный проект (внутренний монолог о «страхе и деньгах»). Другая — теоретическое эссе «О ценности искусства». Также я планирую написать книгу о годах, проведенных в Кельне. Я назову ее «Темные времена».
29.08.23, 12:01
Другие истории
Подборка Buro 24/7