Совы не то, чем кажутся
В марте в издательстве «АСТ» вышла книга «Страдающее Средневековье», получившая свое название от одноименного интернет-сообщества, выкладывающего созданные в Средние века изображения со смешными подписями. В книге ученые-медиевисты разбирают христианскую иконографию и объясняют картинки, которые современному человеку кажутся причудливыми и странными. Получился занимательный экскурс в мировозрение и сознание средневековых европейцев. Buro 24/7 публикует шесть занимательных фактов из «Страдающего Средневековья» и советует купить книгу, чтобы узнать еще больше.
Все эти картинки, из которых делают мемы, — тоже мемы
Все эти картинки, из которых делают мемы, — тоже мемы. Значительная часть изображений, из которых делают мемы для сообщества «Страдающее Средневековье», — это маргиналии, то есть рисунки, украшающие поля книг. Во многих европейских рукописях XIII–XV веков сакральные тексты (молитвы, жития святых и тому подобное) окружили маргиналиями с пародийными и непристойными сюжетами, высмеивающими священников, рыцарей, еретиков, дьявола — любого, кого выбирал своей мишенью художник. Так что эти изображения тоже можно назвать мемами, хотя во времена их создания такого слова не было.
В Средневековье у совы была дурная репутация
Любимая птица поклонников Гарри Поттера и интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» в Средние века ассоциировалась с еретиками и иудеями, которые, как эта ночная птица, отвергли свет. Если сова отвергла свет дня, то еретики и иудеи — свет истины, когда отвергли Христа. Еще в те времена сова была символом любого ложного учения, шарлатанства и безумия. Считается, что такие ассоциации сделали сову одним из любимых персонажей загадочного художника Иеронима Босха.
Средневековые служители церкви умели посмеяться над собой
Средневековые клирики умели посмеяться над собой и самостоятельно: они создавали пародии на церковные службы, молитвы, жития святых, монастырские указы и так далее. Пародийная версия «Отче наш», «Евангелие пьяниц», «Литургия игроков» и множество других подобных произведений были порождением чувства юмора самих церковников, а не сторонних наблюдателей.
Одни и те же вещи могли иметь два противоположных значения
Глядя на средневековые изображения, может возникнуть соблазн толковать их однозначно. Например, видеть льва и думать, что тут говорится про храбрость. На деле же животные в средневековой традиции могли обозначать совершенно противоположные вещи. Так, лев мог ассоциироваться и с Иисусом Христом, и с дьяволом. В Средние века считали, что лев спит с открытыми глазами, и потому Иисус подобен этому животному, так как, хоть и умер как человек после распятия, не мог умереть как Бог и «бодрствовал», будучи похороненным. С другой стороны, по той же причине лев ассоциировался со злыми духами, глаза которых всегда открыты ко злу.
Монстры стояли на службе пропаганды
Традиции пародийных рисунков-маргиналий уже в конце Средневековья стали использовать для пропагандистских изображений. Например, протестанты и католики изображали друг друга звероподобными демонами. Позже по этим же лекалам создавали пропагандистские плакаты против Наполеона Бонапарта, во время мировых войн для изобличения врагов и в других подобных ситуациях.
Иисуса Христа и Богоматерь считали новыми Адамом и Евой
На многих средневековых изображениях Дева Мария и Иисус Христос сидят так, что напоминают не мать и сына, а жену и мужа. Дело в том, что Иисуса Христа считали новым Адамом, поскольку, как писал апостол Павел, Иисус искупил первородный грех Адама. В свою очередь Дева Мария искупила первородный грех Евы своим послушанием Богу и исполнением его воли. Из-за этой аналогии с супругами Адамом и Евой Иисуса Христа и Богородицу часто изображали как супружескую пару.
«Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии». Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман. Издательство «АСТ», 2018.
Другие истории
Подборка Buro 24/7