В мае 2020 года мы отмечали 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. А чуть меньше чем три месяца спустя мир вспоминает другую, на этот раз страшную и скорбную дату.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Энола Гей», названный в честь матери командира экипажа Пола Тиббетса, сбросил на Хиросиму атомную бомбу с невинным названием «Малыш». Через несколько дней, 9 августа, вторая бомба была сброшена на Нагасаки. Это были первые и единственные случаи боевого применения ядерного оружия. В наши дни всем без исключения понятно, что следующий случай, скорее всего, станет для человечества последним.
Парадоксально, но именно это страшнейшее оружие, которым владеют несколько держав, — еще и самое действенное средство сдерживания войн. Таких длинных кровавых войн, какой была Вторая мировая, больше не будет — достаточно нескольких минут, чтобы смести все с лица земли.
Я помню, как впервые в шесть лет увидела фильм, посвященный бомбардировкам Японии. Тогда, в 1987 году, я с семьей жила в Афганистане — не самое типичное советское детство, но в таком возрасте быстро привыкаешь ко всему. Ни долгая дорога, ни артобстрел, ни скорпионы, ни местный колорит не напугали меня так, как этот таинственный «гриб», вырастающий на экране, и лица взрослых рядом. Мне давно не шесть, но это зрелище не отпускает до сих пор. О таком нельзя забыть.
К сегодняшней страшной дате Bookmate подготовил перевод на русский язык ставшего классикой репортажа журналиста и писателя Джона Херси. В свое время он оказался в эпицентре событий и проследил судьбу шестерых людей, выживших до, в момент и после взрыва. «Хиросима» Херси многократно признавалась лучшим образцом американской журналистики прошлого века. Репортаж в полном виде впервые будет опубликован на русском языке на Bookmate.
Эта книга посвящена истории маленькой японки Садако Сасаки, которая для многих стала символом августовской катастрофы. Во время бомбардировки Хиросимы двухлетняя девочка оказалась всего в паре километров от эпицентра взрыва «Малыша», но осталась жива и даже не получила травм. А девять лет спустя страшный «гриб» дал о себе знать — у нее началась лучевая болезнь.
В больнице Садако услышала легенду о том, что если человек сложит тысячу бумажных журавликов, его желание исполнится. В надежде выздороветь она постоянно мастерила журавликов, но чуда не произошло.
Сейчас памятник Садако с журавликом в руках есть не только в Хиросиме, но и в американском Сиэтле.
Еще одна ставшая культовой история об обычных людях из Хиросимы — мальчике Гэне и его большой семье, жизнь которой полностью разрушила война, ядерные бомбардировки и дальнейшие события. Несмотря на то что Гэн — выдуманный персонаж, в основе манги лежит история самого автора и других вполне реальных людей.
Книгу про Гэна не раз экранизировали, и ее мультипликационная версия от режиссера Мори Масаки стабильно входит в списки самых страшных анимационных фильмов.
Эта детская книга регулярно вызывает споры: стоит ли дошкольникам и младшим школьникам читать такие истории? Ее героиня, маленькая Мия-тян просто и по-детски рассказывает о взрыве в родном городе, пожаре, бегстве, мертвых людях, птицах с обожженными крыльями.
Автор книги — художница Тоси Маруки, которая прославилась фресками, посвященными хиросимской трагедии. На одной из выставок посетительница рассказала Тоси, как бежала с маленькой дочкой и раненым мужем из пылающего города. По мотивам рассказа вместе с мужем-художником Тоси создала эту книгу, пронзительный текст и завораживающие, как из страшной сказки, иллюстрации.
В последнем романе американского сатирика появляется один из его любимых персонажей, писатель Килгор Траут, сочиняющий рассказ про атомную бомбу под названием «Ничего смешного».
Герой истории, пилот, которому поручили совершить третью бомбардировку, на этот раз Иокагамы, решает, это плохая идея. Он просто разворачивается и летит обратно, а неиспользованная бомба падает в трещину на дне Тихого океана.
Кроме того, тема бомбардировки и изобретения ядерного оружия не раз возникает на протяжении всей достаточно запутанной сюжетной линии романа — в рамках размышления об этике и морали.
Во время бомбардировки города врач из Нагасаки Павел Такаси Нагаи находился на рабочем месте и вместе с коллегами оказывал помощь пострадавшим, еще не зная, что его дом разрушен, а жена сгорела заживо. Из кусков старого дома Такаси построит крошечную хижину, где будет жить с оставшимися в живых детьми, носить траур и молиться, а позже напишет страшное эссе очевидца «Колокола Нагасаки».
Весь гонорар за книгу уйдет на тысячу вишневых деревьев для пострадавшего от взрыва района Ураками, где жил Такаси Нагами.
Режиссер Ален Рене, 1959 год
Неоднозначный, сложный и тяжелый фильм о короткой любви француженки и японца в послевоенной Хиросиме поднимает и чередует множество самых разных тем — нежность и страсть, возникающие между людьми, боль и смерть, уродующие души и меняющие навсегда. Искореженные тела и лица людей, только что переживших взрыв, — в его прошлом, война, предательство и насилие — в ее. Они оба выжили и смогли понять и, возможно, исцелить друг друга.
Режиссеры Джейн Лоудер, Кевин Рафферти, Пирс Рафферти, 1982 год
Никакой лирики, никаких домыслов и фантазий — виртуозно смонтированные чередующиеся архивные записи, посвященные гонке ядерных вооружений разных стран: от интервью политиков до социальных роликов на тему поведения во время взрыва. Чем жизнерадостнее лица в кадре и веселее музыка, тем ужаснее ощущение от увиденного.
Режиссер Акира Куросава, 1991 год
Одна из последних работ мэтра посвящена атомной бомбардировке Нагасаки и преемственности поколений. Японка Канэ пережила трагедию 45 лет назад и никак не может забыть ее. Внуки не понимают поведения чудаковатой бабули — до тех пор, пока не попадают в то самое место, где трагически погибли их сограждане.
07.08.20, 18:07