"Все эротическое — это искусство", — говорил Густав Климт, основоположник модерна в австрийской живописи и великий рисовальщик женского тела. Накануне 150-летия со дня его рождения Бельведер открыл масштабнейшую выставку, посвященную едва ли не главному австрийскому художнику, и вместе с остальными венскими музеями и культурными учреждениями провозгласил 2012 год "годом Густава Климта".
Будущий мастер австрийской живописи родился 14 июля 1862 года в венском предместье Баумгартен. Творческая среда окружала его с самого рождения, а любовь Климта к золоту, так явно выразившаяся в его работах, возможно, досталась ему от отца, художника-гравера, работавшего с этим драгоценным металлом. Обилие этого декора в полотнах Климта обозначило его "золотой период", когда были написаны такие шедевры, как "Дворец Афины" (1898), "Юдифь" (1901) и "Поцелуй" (1907-1908).
"Юдифь" (1901)
Все три сына Эрнеста Климта стали художниками, но лишь Густав вознесся на недосягаемую высоту. Он и его брат Эрнст учились в одном венском художественно-промышленном училище, затем, в 1880-х, работали над фресками театров в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах, расписывали здание "Бургтеатра" и Художественно-исторического музея. Неизвестно, кто из братьев Климтов внес бы больший вклад в живопись, если бы не смерть Эрнста, наложившая на Густава огромный отпечаток.
Густав Климт
В 1897 году Климт стал одним из создателей и основателей "Венского сецессиона" и оставался в этой группе, объединявшей натуралистов, символистов и реалистов, до 1908 года. Покровителями "Сецессиона" были еврейские семейства венской буржуазии, которые поддерживали именно искусство модерна. Они и заказывали Климту портреты своих жен, благодаря чему в его наследии теперь находится большое количество прекрасных женских изображений.
Климт говорил: "Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины". Они больше всего вдохновляли художника, перед женской природой он преклонялся и воплощал их красоту на своих полотнах. Его картины пронзительно чувственны и эротичны. К 150-летию художника Buro 24/7 вспоминает главных женщин, появившихся на полотнах Климта.
Эмилия Флёге
Портрет Эмилии Флёге, 1902.
Эмилия Флёге была главной возлюбленной австрийского художника и спутницей Климта до конца его дней. С австрийским модельером и владелицей венской лавки от кутюр художник познакомился в 1890-х годах и провел вместе с ней 27 лет. Вместе с Эмилией и ее семьей Густав ежегодно отдыхал на озере Аттерзее и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта.
Кстати говоря, к 150-летнему юбилею художника неподалеку от озера Аттерзее открылся центр Густава Климта, сообщает сегодня theartnewspaper.com. Для первой выставки выбраны 30 рисунков Климта и репродукции его набросков для фриза брюссельского дворца Стокле.
Портрет Эмилии Флёге, 1893
Эмилия Флёге и Густав Климт
Адель Блох-Бауэр
"Золотая Адель", 1907-1908
Адель Блох-Бауэр появилась не только на знаменитой картине "Золотая Адель", но и предположительно стала моделью для работы "Юдифь". "Золотую Адель", которую называют также "Австрийской Моной Лизой", в 2006 году за 135 миллионов долларов приобрел американский предприниматель Рональд Лаудер для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке. На момент написания портрета Адели, дочери генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, было 26 лет. Эту картину заказал ее муж Фердинанд Блох-Бауэр.
Портрет Адели Блох-Бауэр II
Говорить о Климте можно бесконечно, но главное о своем творчестве модернист сказал сам: "Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины и пытаться узнать из них, кто я такой и что я хотел."
Текст: Дарья Горшкова