Станет ли Галь Гадот новым примером для подражания
Сегодня в российский прокат выходит «Чудо-женщина» — приключенческий фильм о принцессе амазонок по имени Диана, которая приходит в мир людей, чтобы остановить Первую мировую войну. Это уже четвертая лента в киновселенной DC после «Человека из стали», «Бэтмена против Супермена» и «Отряда самоубийц». В каждом фильме студия Warner Bros. пытается обскакать своих главных конкурентов из Marvel Studios — то сделает Супермена убийцей, то столкнет двух популярных супергероев, то заставит банду преступников спасать мир. В этот раз им и в самом деле удалось обойти соперников и первыми снять блокбастер по мотивам комиксов с женщиной в главной роли. Buro 24/7 рассказывает, что из этого вышло.
В последние годы феминистическая повестка все чаще мешает кинокритикам адекватно воспринимать кино. Наиболее яркая история произошла с перезапуском «Охотников за привидениями», где всех персонажей-мужчин заменили на женщин. Чтобы подчеркнуть бунтарский характер новой версии, сценаристы приписали к охотницам мускулистого (и крайне тупого) секретаря в исполнении Криса Хемсворта.
Кино получилось, безусловно, прогрессивное — мужские стереотипы о женщинах в нем высмеяли как следует. Однако заявить, что как продолжение «Охотников за привидениями» фильм не удался, означает сразу же угодить в ряды сексистов. Среди американских критиков таких оказалось совсем немного — картину так расхваливали, что рейтинг на агрегаторе Rotten Tomatoes достиг приличных 73 %. Массовый зритель стать сексистом не побоялся и молча проголосовал за фильм долларом — «Охотницы» провалились в прокате и принесли студии значительные убытки. А еще до выхода фильма первый трейлер установил своеобразный антирекорд, собрав более миллиона дислайков на YouTube.
С «Чудо-женщиной» могла произойти похожая история. Диана Принс — один из самых ярких символов феминизма, и критиковать ее надо не менее осторожно, чем «Охотниц». Но в этом случае с критикой Чудо-женщины неожиданно выступили сами феминистки.
Справка Buro 24/7. Чудо-женщину придумали психолог Уильям Марстон (кстати, один из создателей детектора лжи) и его жена Элизабет. Марстон был убежденным сторонником равенства полов (хотя и признавал главенство женщинам) и многое сделал для развития феминистской теории. Однако у издательства комиксов DC Comics были свои планы на героиню. Несмотря на то что супергероиня сама по себе была прогрессивным явлением, ей поначалу присваивали довольно типичные для женщин роли — так, в начале своей «карьеры» она была секретарем в Лиге справедливости.
Отдельной темой для будущих споров стал костюм Чудо-женщины — кираса с короткой юбкой и внушительным декольте. За излишне откровенный наряд героиню неоднократно критиковали феминистки. В 2010 году издатели все же озаботились этим вопросом и сделали костюм более закрытым. Однако до борцов за женские права (кроме права носить то, что хочется) благая весть, видимо, не дошла. В 2017 году, когда Чудо-женщину сделали почетным послом ООН, они составили петицию с требованиями снять ее с этой чисто символической должности. По мнению составителей, персонаж, который носит подобную одежду, не может представлять феминизм и быть примером для подражания. То, что этот пост является фиктивным, никого не смутило — ООН периодически назначает на него вымышленных персонажей, а потом, по истечении нескольких месяцев снимает, и назначает нового. Однако благодаря петиции мы узнали точное число людей, которых всерьез беспокоит, во что одеваются вымышленные персонажи, — таких набралось почти 45 тысяч.
Новая волна споров поднялась после публикации первого трейлера «Чудо-женщины» — знаменитого декольте у костюма не было, однако он все равно, по мнению некоторых активисток, был слишком откровенным. В недавнем интервью режиссер фильма Патти Дженкинс обратила против противников костюма их же оружие и назвала подобные выпады сексизмом. Еще раньше исполнительница роли Чудо-женщины Галь Гадот заявила следующее: «Я считаю, что, будучи феминисткой, вы должны носить то, что вам нравится».
Так что в этот раз у кинокритиков были развязаны руки — и они совершенно честно и более-менее объективно заявили, что «Чудо-женщина» определенно удалась. Рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes пока что первый по киновселенной DC — 97 %. И все же без скандалов не обошлось.
Сначала пользователей соцсетей смутили выбеленные на постпродакшене подмышки супергероини. В Сети тут же разгорелись споры о бьюти-стандартах амазонок, а кадр из трейлера стал объектом пародий. В студии отреагировали на бурления в соцсетях и заменили ролик — на этот раз с однотонными подмышками.
The most CGI part of the Wonder Woman trailer is how clean her armpits are pic.twitter.com/ZuasoEVPD7
— Sarah Sosland (@imrebranding) 13 марта 2017 г.
Затем фильму снова досталось от воинствующих феминисток. В рамках промокампании «Чудо-женщины» были выпущены батончики для похудения «Think Thin» c изображением героини. Активистки посчитали, что подобная реклама не только не соответствует духу Чудо-женщины, но и может подорвать чью-то самооценку.
.@thinkthin has partnered with the Warner Bros. Pictures Wonder Woman.https://t.co/lnEL4zHCdQ pic.twitter.com/AMLwoNxiQE
— Grocery Headquarters (@Grocery_HQ) 24 апреля 2017 г.
Справка Buro 24/7. Но что вообще соответствует духу Чудо-женщины? По мнению американского психиатра Фредерика Вертама, образ Дианы пропагандировал гомосексуальные отношения и BDSM. В 1954 году он выпустил увесистый труд под названием «Совращение невинных». В нем Вертам утверждал, что увлечение подростков комиксами привело к росту преступности среди несовершеннолетних, и обвинил книжки с картинками в пропаганде насилия. Отдельно он прошелся по супергероям. Супермена он обвинил фашизме, назвал отношения Бэтмена и Робина гомосексуальной связью — всех прегрешений и не перечислишь. И ладно бы книга Вертама не имела никакого эффекта: вскоре после ее выхода был разработан Кодекс комиксов, который поставил их в рамки жестких цензурных запретов.
Последний скандал произошел буквально накануне премьеры фильма. В Ливане запретили показ «Чудо-женщины» по довольно специфичной причине — из-за национальности Галь Гадот. Гендиректор Министерства экономики Али Аббас заявил, что технически Ливан и Израиль находятся в состоянии войны, а Гадот является не только обладательницей титула «Мисс Израиль», но и бывшей военнослужащей.
С фильмом на самом деле все хорошо. Со всеми актуальными темами обошлись предельно аккуратно, а что касается образа Чудо-женщины, то судить о нем пока рано. Нам показывают молодую Диану — начитанную, смелую, но все еще очень наивную. Хотя составительниц бесконечных петиций, разумеется, порадует, как она лихо расправляется с войсками кайзера и спасает британского шпиона Стива Тревора из всевозможных передряг. И все же главная идея в «Чудо-женщине» проговаривается прямо — мир спасет не меч, но любовь. Опять же, наивно, но для некоторых активисток должно стать настоящим откровением.
«Чудо-женщина» в российских кинотеатрах с 1 июня