«Все страхи Бо»: что нужно знать о новом фильме с Хоакином Фениксом
В российском прокате большая премьера — 4 мая выходит новый фильм Ари Астера «Все страхи Бо». Главная роль — 40-летнего маменькина сынка Бо — досталась Хоакину Фениксу, для которого лента стала продолжением актерских (и сугубо физических) экспериментов. Автор BURO. Катя Загвоздкина считает, что смотреть эту трехчасовую картину — занятие настолько же интересное, насколько и трудное.
Бо Вассерману (Хоакин Феникс) за 40, он стареет, лысеет, но по-прежнему не может разобраться в отношениях с властной мамой, на которую жалуется психотерапевту (Стивен Хендерсон). Бо должен навестить маму по случаю годовщины смерти отца, и, хотя перспектива встречи с ней мало радует главного героя, мама его очень сильно ждет, о чем уже несколько раз напомнила в телефонных звонках. И деваться некуда. Однако перед вылетом Бо попадает в череду несчастливых случайностей: соседи ночью включают громкую музыку, кто-то крадет ключ от входной двери, в квартиру Бо попадают незнакомцы. А потом он получает шокирующие известия из дома, из-за которых вынужден отправиться в путешествие.
Для Ари Астера, одного из самых известных режиссеров, которые сейчас работают в жанре хоррора, ужасы всегда начинались с семьи. Так, в «Солнцестоянии» героиня Флоренс Пью оказывалась на празднике язычников после семейной трагедии; по близкородственным связям передавалось проклятие и в «Реинкарнации». Но во «Всех страхах Бо» Астер (он не только режиссер, но и автор сценария) заходит на территорию психологии гораздо дальше и глубже.
Фильм начинается с приема у психотерапевта, которому Бо, соответственно названию, рассказывает о своих фобиях. А беспокоит его многое: проглоченный случайно ополаскиватель для рта, бездомные, политические радикалы, женщины и, конечно, отношения с главной из них — матерью (Пэтти Люпон и Зои Листер Джонс). Такое начало неслучайно: несмотря на несколько резких сюжетных поворотов, этот фильм, по сути, трехчасовой сеанс психотерапии, на котором исповедуется великовозрастный неудачник, а зрители его слушают.
Для Хоакина Феникса эта картина — очередной актерский эксперимент, связанный с физической трансформацией, но не самый радикальный в его фильмографии, где были и «Джокер», и «Я все еще здесь». Он играет преимущественно вялую растерянность, и другие герои — его мать, зловеще доброжелательный врач (Нэйтан Лейн) и ветеран войны с ПТСР (Дени Меноше) — выглядят на экране, пожалуй, даже ярче. В кадре появляется и Паркер Поузи, которая, несмотря на короткую роль, успевает полностью раздеться.
«Все страхи Бо» можно условно разделить на несколько актов, которые отличаются друг от друга не только героями, но и художественными решениями (в середине, например, возникает что-то вроде мультфильма).
Первый акт — лучший. Зрителя мотает по сюжетным поворотам, как на американских горках, и ему остается только с ужасом и восторгом следить за происходящим. Астер во всех красках показывает спятивший мир, полный опасностей, в котором живет Бо. Люди, населяющие этот мир, тоже безумны — и те, которые кажутся нормальными, респектабельными членами общества, не исключение. Не будем спойлерить (что, учитывая невероятную насыщенность событиями этого трехчасового фильма, не так-то просто), но обозначим фаворитов из этой галереи безумцев — семейную пару (Эми Райан и Нэйтан Лейн), приютившую героя.
Но после увлекательной первой части черной комедии Астер решает еще раз объяснить зрителю, что происходит на экране. А потом объясняет еще раз. И еще. Проблема и в том, что последний акт, к которому зрители успели основательно утомиться, самый очевидный, вторичный. Когда фильм, в котором, кроме анимации, есть экскурс в детство Бо (героя в юном возрасте играет Армен Нахапетян) и визуализация некоторых психических процессов, приближается к концу, всем давно понятно, что происходит в отношениях хорошего еврейского мальчика и властной мамы. Однако это не мешает режиссеру снова с помпой рассказать эту историю, потратив на нее еще час. По этой причине лента напоминает тот самый анекдот, который знаешь и который в третий раз слушать уже очень сложно.