Драма взросления «Лапочка»: как жить нормальной девушке среди гражданской войны и исламских фундаменталистов

Зимние кинопоказы Qatar Film Days завершаются онлайн-премьерой алжирского фильма «Лапочка» с новой звездой европейского кино Линой Кудри.

В современном европейском мире ущемлением женских прав можно считать даже рекомендацию хорошей кости для холодца продавцом на рынке. Ведь он осмелился предположить, что раз ты женщина, то умеешь готовить холодец и что тебе вообще нужны его рекомендации. В такие моменты, когда реальность уже трещит по швам от гротеска, необходимы отрезвляющие фильмы. Картины, которые правдиво показывают, что где-то реальная проблема женского неравноправия принимает самые страшные формы. Таким фильмом завершается цикл Qatar Film Days — драмой взросления Мунии Меддур «Лапочка».

Лапочкой главную героиню, алжирскую студентку, называет местный начальник КПП. В этом прозвище нет ни капли нежности, а только демонстративное презрение. Неджима не носит хиджаб, осмеливается получать образование, сама зарабатывает и не стесняется высказывать мнение — все признаки падшей женщины в глазах праведного мусульманина. За стеной университета 1990-е, в разгаре гражданская война, исламские фундаменталисты не гнушаются ничем, чтобы провозгласить свою правду, с которой героиня так громко не согласна. Только кому может быть понятно, что эта правда уничтожает право женщины на то, чтобы быть личностью. Противостояние одной хрупкой девушки целой системе — вот что такое «Лапочка». Но еще это эмоциональная драма становления личности, для которой трагедия страны невероятным образом становится подпиткой скрытых в ней талантов.

Режиссер фильма Муния Меддур с самого начала заявляет, что фильм основан на реальных событиях. Не имея в виду конкретную девушку и ее желание стать модельером, а восстанавливая облавы и унижения, с которыми столкнулась лично. И хотя женское студенческое сообщество в фильме представлено через четырех героинь, каждая со своими философией и страхами, безусловный лидер этого неофициального движения всегда на первом плане. Это та самая одаренная и бесстрашная Неджима, а еще самая надломленная, ведь у нее на глазах фанатичка застрелила сестру.

Лина Кудри, которую, кстати, совсем скоро мы увидим во «Французском вестнике» Уэса Андерсона, справилась с непростой задачей передать эмоциональные американские горки, которые творятся в душе героини. Собственный эмоциональный опыт актрисы — это память поколений: сама она с ужасами Алжира 1990-х столкнулась совсем ребенком. Но выбор актрисы на роль оказался большой удачей: даже только ее внешний вид на протяжении всего фильма несет вызов обществу и желание быть собой даже в самых простых вещах, таких как выбор светлых джинсов вместо черной длиннополой юбки. А стоит героине Кудри заговорить, как становится понятно: внутри этой девушки вот-вот взорвется вулкан. Она не произносит слова, а выкрикивает их. Впрочем, иначе охрипший женский голос заглушат призывы к намазу и пулеметные очереди.

С надрывом в «Лапочке» работает и камера, которая пытается успеть за героиней, а та старательно бежит от не устраивающей ее реальности, даже когда стоит на месте, живая и взбешенная. Поймать малейшую смену настроения, взгляд, резкий жест невозможно со штатива; также невозможно передать стационарной камерой всю эту странную красоту и выдохи свободы страны и молодого поколения, которое, о чудо, не хочет спастись из нее бегством.

При всей своей обличающей сущности «Лапочка» оказывается фильмом глубоко патриотическим: даже имея возможность и все причины, чтобы спастись от пугающего режима, Неджи и ее подруги намеренно остаются в Алжире и произносят об этом пламенные речи. Эта лента словно экранизация заметки из сегодняшних медиа: «Быть патриотом — значит говорить “горькую правду” о стране». Интерес в том, какой нарочито женственный способ выбирает режиссер Муния Меддур, чтобы отразить это. Ее героиня не просто мечтает жить в свободной стране — она хочет сделать эту страну красивой. Так что кульминацией ленты логично становится модное дефиле: столь же красивое, сколь и наивное, как девушки, которые его создали. Оттого группа фундаменталисток, которые со звериным рвением защищают свои абайи и бесправие, с нашей — европейской — точки зрения смотрится только страшнее.

При минимальном совпадении тем эмоционально «Лапочка» напоминает о турецкой драме «Мустанг», выдвинутой на «Оскар» в 2016 году. При виде этих непохожих, но одинаково несогласных со своей жизнью девушек сердце сжимается: понятно, что хеппи-энда не будет. Во время просмотра остается только молиться автору фильма как Богу, чтобы она не допустила страшного в отношении своих бунтарок. Смотреть «Лапочку» с холодным умом просто не получится — этот фильм вызывает глубочайшее возмущение не только неевропейскими представлениями о роли женщины, но и методами, которыми с ними борются. А вот способен ли он пробудить в зрителе революционера — это уже вопрос к каждому в отдельности.


Фильм «Лапочка» в рамках Qatar Film Days,

а таже дискуссию с участием Алены Долецкой и Кати Федоровой

смотрите до 8 марта на watch.qatarfilmdays.ru