Главный фильм нынешнего «Золотого глобуса» как памятник времени, в котором мы живем
В ночь на 8 января в США в 75-й раз вручили премию в области кино и телевидения «Золотой глобус». По киночасти триумфатором стала картина британо-ирландского режиссера и драматурга Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», она получила четыре статуэтки — за лучший драматический фильм, за лучшую главную женскую роль, за лучшую мужскую роль второго плана и за лучший сценарий. Лента выйдет в российский прокат 1 февраля этого года, а пока Buro 24/7 рассказывает, почему новая работа Макдонаха заслужила такой успех и в чем ее актуальность для мирового и российского зрителя.
Мартин Макдонах стал знаменит в 1990-х как драматург. Лондонец по рождению, ирландец по происхождению, местом действия своих первых пьес Макдонах сделал Ирландию. Эти пьесы много раз ставили во всех крупных городах России, и они неизменно завоевывали любовь значительной части зрителей. Скорее всего, причиной такой сильной симпатии стало не только мрачноватое остроумие автора, но и сходства быта макдонаховских нестоличных ирландцев и быта российской периферии: душная жизнь в герметичном изолированном социуме провинции и алкоголь как ее постоянный атрибут, пересыпанная ругательствами речь, нежность, смешанная с грубостью, домашнее насилие, телевидение как основной источник информации о мире и мечта об иммиграции в США как стремление к лучшей жизни и свободе.
В «Трех билбордах» из этого списка нет разве что грез об Америке, и это логично, ведь события фильма и так происходят в США, а именно — в выдуманном городке Эббинг настоящего штата Миссури. По сюжету мать-одиночка Милдред Хейс конфликтует с местной полицией, которая, по мнению женщины, не прилагает никаких усилий, чтобы найти виновного в изнасиловании и убийстве ее дочери-подростка Анджелы. Все начинается с того, что Хейс выкупает три рекламных щита неподалеку от места преступления и размещает на них послание-упрек в адрес шерифа Уиллоби. Эту историю тиражирует локальное телевидение. Уиллоби мучается угрызениями совести, но у него нет никаких зацепок для расследования. Часть горожан ополчается на Хейс, считая, что та перегибает палку и порочит имя бедного полицейского, вдобавок больного раком.
Макдонах написал сценарий этой истории на основе реальных событий: 20 лет назад в одном из южных штатов Америки он увидел подобные билборды, и они напрочь врезались ему в память. Режиссер, до этого делавший главными героями своих фильмов мужчин, поставил себе целью создать на экране сильный женский персонаж. Ему уже удавалось это в театральных пьесах (а именно в «Красавице из Линена»), поэтому Макдонах хотел попробовать и с кино. Идея в духе времени: феминизм и роль женщины в обществе — одна из самых обсуждаемых тем ушедшего года, американский словарь Merriam-Webster назвал слово «феминизм» главным словом 2017-го, и, скорее всего, дискуссии о феминизме в 2018-м станут только масштабнее. Если посмотреть на победителей телевизионно-сериальных номинаций нынешнего «Золотого глобуса», то и там эта тенденция присутствует — все три лучших сериала премии феминистские: в драматической категории статуэтку взял «Рассказ служанки», в комедийной — «Удивительная миссис Мейзел», а в категории мини-сериалов и телефильмов — «Большая маленькая ложь». При этом в категории лучших драматических фильмов не было ни одного, снятого женщиной, так что говорить о триумфе феминизма даже в рамках отдельно взятой премии пока рано. С другой стороны, статуэтку-глобус за лучшую комедию на свою полку все же поставит женщина — Грета Гервиг за «Леди Берд».
Вторым точным попаданием в момент стала тема изнасилования и безнаказанности этого преступления. В России она прогремела еще в 2016 году массовым интернет-флешмобом под хештегом #яНеБоюсьСказать и историей с жертвой изнасилования Дианой Шурыгиной, а в этом году она широко обсуждалась и на Западе, в том числе и в связи с киноиндустрией из-за резонансоного дела влиятельного голливудского продюсера Харви Вайнштейна, оказавшегося виновным в приставаниях и изнасилованиях по отношению к многим актрисам. После скандала с Вайнштейном актриса Алисса Милано, которую многие помнят по сериалу «Зачарованные», запустила в твиттере флешмоб с хештегом #MeToo, под которым пользователи соцсети делились своими историями о пережитых домогательствах и насилии. Кроме того, журнал Time в декабре по традиции выбрал «Человека года», и в 2017-м это звание получили все мужчины и женщины, рассказавшие о сексуальных домогательствах и насилии в свой адрес. Правда, для Макдонаха такое попадание стало случайностью — съемки фильма и его мировая премьера на Венецианском кинофестивале прошли еще до появления первых обвинений в адрес Вайнштейна, но режиссера неизменно спрашивают об этом совпадении на всех интервью, и он неизменно говорит, что поддерживает жертв продюсера, решившихся рассказать о домогательствах и насилии, потому что это, по мнению Макдонаха, сделает жизнь женщин безопаснее и всем от этого будет лучше.
Конечно, успех «Трех билбордов» не только в актуальных феминистских мотивах. Макдонах номинировался за свои киносценарии и раньше, а за сценарий к «Залечь на дно в Брюгге» он получил престижную британскую премию BAFTA в 2009 году, но, пожалуй, сценарий «Трех билбордов» можно считать лучшим в портфолио ирландца на данный момент. За него он уже получил приз Венецианского фестиваля и статуэтку «Золотого глобуса» и, возможно, получит номинацию на «Оскар» (номинантов объявят 23 января). Непредсказуемость, мастерски написанные диалоги, внимание к деталям, полное отсутствие деления на плохих и хороших персонажей и искусное смешение драмы и черной комедии — здесь есть все, за что обычно так легко любить Макдонаха. Успехом фильма стал и кастинг — идеальное попадание с каждым актером, а не только с дуэтом из Фрэнсис Макдорманд и Сэма Рокуэлла, получивших на «Глобусе» по статуэтке каждый. Все это, однако, не отменяет того факта, что премии вручают не просто за хорошо сделанное кино, но и за умение стать зеркалом текущим событиям и трендам, как это получилось у Макдонаха. Главным же достижением режиссера кажется его приверженность своему особому гуманизму, по которому, каким бы плохим ни казался человек в какой-то момент времени, в нем всегда (и часто неожиданно) может открыться новый ресурс человечности, и в этом, видимо, Макдонах и видит наше спасение в эти трудные времена.