Дело Олега Сенцова, безмолвная немецкая хроника Второй мировой, фильм-катастрофа о «растерянном» поколении и другие ленты
6 декабря сразу в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — начнется «Артдокфест», международный фестиваль документального кино. В конкурсе и дополнительных программах фестиваля участвуют более 100 фильмов. Мы выбрали пять самых важных.
«Процесс»
Режиссер Аскольд Куров кропотливо фиксирует все этапы судебного процесса Олега Сенцова, украинского режиссера, приговоренного к 20 годам заключения за организацию терактов и участие в деятельности «Правого сектора». В кадре — фальсификация улик, обвинения, лжесвидетельства и прочий абсурд судебной системы.
Фильм, открывающий «Артдокфест», определяет главную тему программы этого года — харассмент политический и государственный. Впервые представленный на Берлинском кинофестивале, «Процесс» ни разу не был показан в России, в то время как дело режиссера вызвало широкий резонанс у зарубежных кинематографистов. На февральской премьере в Берлине зрители достали желтые листочки с надписями «Освободите Олега Сенцова» на разных языках.
«Восточный фронт»
«Восточный фронт» Андрея Осипова составлен из хроники 30-х, 40-х и 50-х годов: здесь нет закадрового текста, но есть живая картина Второй мировой глазами немецких солдат и обычных граждан. В 60 минут хронометража укладывается десятилетие нацистской Германии и весь путь, который прошло немецкое общество, — от первых военных лет до полного краха Третьего рейха.
Минкультуры предложило фильм отредактировать и с помощью Военно-исторического общества написало более 30 страниц закадрового текста, которые, по мнению министерства, должны были предотвратить неверное толкование ленты. «Артдокфест» покажет фильм без цензуры, в его оригинальной версии.
«Про рок»
В 2011-м режиссер Евгений Григорьев устроил кастинг для рок-групп, которые будут сниматься в его фильме, а заодно позвал в качестве экспертов «Смысловые галлюцинации» и «Чайф» (этот кастинг и занимает примерно половину экранного времени). Герои — большинство приближаются к 30 годам либо уже преодолели этот рубеж — мечтают о славе, пьют, ругаются и ждут, когда придет нужный продюсер и предложит выступить на «Нашествии».
«Про рок» уже успели окрестить лучшей музыкальной документалкой года: это одновременно и портрет поколения 30-летних, и наглядное объяснение, почему рэп все-таки победил, а на обложках глянца все чаще появляются новые интернет-герои.
«Андрей Звягинцев. Режиссер»
На съемках «Нелюбви» перед Дмитрием Рудаковым поставили задачу снять фильм о фильме — такие обычно смотрят настоящие синефилы или поклонники конкретной картины. Но Рудаков сделал по-своему и снял портрет Звягинцева за работой: он то недоволен тем, что у мальчика в кадре опять развязаны шнурки, то дети не вовремя спускаются с лестницы, да еще и загадочная Ася не отвечает по рации.
Фильм — ключ к художественному методу Звягинцева. Возможно, зритель сможет лучше понимать его фильмы, если узнает, как они сделаны и почему сделаны именно так. Какая, в конце концов, разница, завязал ли шнурки тот мальчик?
«На никелевой Луне»
Документальный фильм о Норильске может стать настоящим блокбастером — в этом заслуга канадского режиссера Франсуа Жакоба. Фильм с впечатляющей фестивальной историей рассказывает о городе без исторических следов, где, как говорит один из местных жителей, «секрет на секрете».
Молодежь мечтает уехать, потому что «здесь ничего не увидишь», старожилы вспоминают советское прошлое, а шахтеры сожалеют об утраченном единстве. В кадре сменяют друг друга заводы, серые панельные дома и пустые улицы без деревьев. Норильск для Жакоба — Луна, а жители на ней, по их собственному признанию, — астронавты.
Другие истории
Подборка Buro 24/7