Плюсы, минусы и подводные камни одной из самых ожидаемых картин этой зимы
1 февраля в российском прокате стартует трагикомедия «Тоня против всех» об американской фигуристке Тоне Хардинг, у которой в 1990-х были шансы стать звездой одиночного катания, но вместо этого девушка попала под суд за инцидент с соперницей, — с Марго Робби в главной роли. Картину уже номинировали на «Оскар» в трех категориях — «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший монтаж», но не стоит воспринимать этот успех однозначно. Buro 24/7 разбирается, что удалось создателям фильма, а что вызывает вопросы и сомнения.
Тоня Хардинг — белокурая девочка, которая обожает кататься на коньках, а также бедная и грубоватая представительница класса, который в США принято называть реднеками, попросту — деревенщина, о чем ей с упреком не забывают напоминать то там, то тут. Спортсменка с взрывным характером и жгущими изнутри амбициями бьется за успех вопреки скепсису и презрению к ее происхождению со стороны судей фигурного катания. Став первой американкой и второй женщиной в мире, выполнившей тройной аксель на соревнованиях, Тоня превращается в гордость страны, что, правда, не сбавляет снобского отношения к ней. Приближается чемпионат США 1994 года, и кажется, что триумф у Тони почти в кармане, но то ли у мужа фигуристки, то ли у кого-то из его друзей возникает идея зацементировать потенциальный успех тем, чтобы сломать ногу конкурентке Нэнси Керриган. Скандал неизбежен, и карьера Тони оказывается под угрозой.
Крепкий сюжет фильма был гарантирован самой жизнью — она, как известно, изобретательнее сценаристов. Стив Роджерс, написавший сценарий «Тони», решил взяться за эту историю после того, как увидел документальный фильм о фигурном катании с упоминанием Хардинг. Для подготовки Роджерс взял интервью об инциденте с Керриган у Хардинг и ее уже бывшего на тот момент мужа Джеффа Гиллоули. Сюрпризом и осложнением стало то, что у каждого из них были разные версии произошедшего. Впрочем, так было еще в 1990-е во время расследования нападения на Керриган. Фильм никак этому не противоречит и показания его персонажей тоже не всегда сходятся, да и в целом с фактами тут обошлись весьма аккуратно, но не со всеми. Тем не менее не стоит перед просмотром изучать многочисленные статьи о том, какие факты в «Тоне против всех» верны, а какие нет, иначе это помешает воспринимать фильм как фильм, а не как страницу «Википедии».
«Тоня против всех» охватывает сразу несколько важных для нашего общества тем, что делает историю Хардинг, показанную в фильме с 1970-х до 1990-х, не просто интересной, но и актуальной для дня сегодняшнего.
Домашнее и психологическое насилие. Сначала Тоне достается от матери, а потом от мужа. Главная героиня даже делает вывод о том, что вышла за человека, который ее бьет, только потому что привыкла думать, что не заслуживала лучшего, ведь она привыкла к абьюзивному отношению со стороны близких. При просмотре неизбежно приходит мысль, что не самый приятный характер фигуристки — следствие постоянного насилия.
Социальное неравенство. Тоня росла и жила в бедности, и в фильме показано, как девушка стеснялась этого. Финансовое положение вынудило Хардинг самостоятельно шить свои костюмы, и в конечном счете она выглядела на катке не такой изящной и утонченной, какой должна быть фигуристка, по мнению судей. В «Тоне против всех» спорстменку постоянно в этом упрекают и указывают, что чтобы быть принятой в фигурном катании, ей надо выглядеть иначе. Сложно не сочувствовать жертве снобизма и лукизма. Такое отношение и тяготы бедности вместе с насилием не могли не повлиять негативно на характер Тони. Тут можно вспомнить известную цитату из фильма «Бумер»: «Это не мы такие, это жизнь такая».
Тяготы спортивной карьеры. Спорт — довольно жестокая среда. Изнурительные тренировки, атмосфера постоянной конкуренции, критика со стороны судей, тренеров и болельщиков. Спортсмены живут спортом, и когда атлет по какой-то причине лишается возможности заниматься делом жизни, он часто осознает, что ничего больше не умеет. Оставшись без фигурного катания, Тоня с ужасом думает о будущем, ведь, по сути, она ни на что другое не способна.
Умение восстанавливаться после поражений. Тоне приходится вставать и двигаться дальше после множества мелких и крупных поражений, и она это делает вновь и вновь. Кажется, неудачи ее только закаляют. Вроде бы неприятный персонаж становится вдохновляющим примером, стоит посмотреть на Хардинг под таким углом.
«Тоня против всех» — черная комедия с элементами драмы. Во многом благодаря выбору такой тональности вся история смотрится очень легко. Тут смущает то, что юмор распространяется и на домашнее насилие. Побои и угрозы в фильме выглядят так смешно, что сложно разглядеть в них настоящую опасность, и это настораживает, потому что кто-то может воспринять легкое отношение к насилию над другим человеком как норму, раз так делают в кино.
Исполнительница главной роли (и продюсер картины) Марго Робби за свое перевоплощение в Тоню Хардинг получила номинацию в комедийной категории «Золотого глобуса», но статуэтка в итоге ушла Сирше Ронан («Леди Берд»), а теперь Робби перетендует на «Оскар» как лучшая актриса. Робби и правда очень убедительна в этой роли — настолько, что, когда видишь эмоции экранной Хардинг после успеха с тройным акселем, хочется встать и аплодировать, будто прямо сейчас видел все это на настоящем стадионе.
При всех восторгах в адрес Робби в роли Хардинг есть и вопросы. Во-первых, когда 27-летняя актриса играет Тоню-старшеклассницу, то есть девушку 16–17 лет, это сложно воспринимать всерьез, потому что Робби все равно выглядит слишком взросло. То же самое относится к ее экранному партнеру Себастиану Стэну, сыгравшему мужа Тони и в тинейджерстве, и взрослым. Во-вторых, если сравнивать фотографии настоящей Тони Хардинг и Марго Робби в роли фигуристки, складывается ощущение, что создатели фильма сделали экранную спортсменку намеренно более хорошенькой, чтобы она вызывала симпатию.
Открытием картины можно по праву считать Эллисон Дженни, исполнившую роль матери Тони. Постоянно сквернословящая, стервозная, нарциссичная, экстравагантно одетая, с попугаем на плече — впечатление остается неизгладимое. Для актрисы это не первая роль в кино, но определенно самая яркая. Дженни уже получила за свою работу «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана, а вскоре может стать и обладательницей «Оскара».
Трейлер к фильму «Тоня против всех»
«Тоня против всех» — определенно фильм, который не стоит пропускать. Он легко затягивает в свой мир достоверностью и искренностью актерской игры, продуманным выбором костюмов и декораций, неожиданными коллизиями и перипетиями реальной жизни, отлично снятым фигурным катанием и темами, которые так близки нашим собственным проблемам и переживаниям.
Другие истории
Подборка Buro 24/7