«Как разговаривать с девушками на вечеринках», «Курьер» и еще 9 фильмов о подростковом бунте

Надеемся, у вас романтика и жажда любви и справедливости с возрастом не прошли

Подростковый бунт считается проходящей с возрастом романтикой, которая хорошо смотрится в кино и привлекает зрителей. На деле же эти фильмы всегда больше, чем просто зрелищная история о юных бунтарях. В конце концов, они продвигают идеи, вообще не зависящие от возраста: нельзя стать счастливым по чужим стандартам, нужно уважать индивидуальность и свободу других, стоит мыслить критически и постоянно задавать вопросы, неправильно судить людей, не зная их обстоятельств, и другие. Мы выбрали одиннадцать фильмов с бунтующими подростками, которые стоит посмотреть.

 

 

«Как разговаривать с девушками на вечеринках»

2017

 

 

 

До российского проката наконец добралась в хорошем смысле безумная, а кроме того смешная и милая, комедия Джона Кэмерона Митчелла, в которой 15-летний панк Энн встречает затянутую в латекс юную инопланетянку Зэн в Лондоне 1977 года. Зэн происходит из колонии инопланетян, которая на словах ценит индивидуальность, а на деле ограничена в свободе из-за переживающего за своих детей отца-учителя, поэтому она не выдерживает, бунтует и сбегает с Энном за новым опытом и свободой.

Кроме очевидной яркости образов тут есть и сцены, намекающие, что человечеству пора бы уже проще относиться к вещам вроде анального секса, тому, что девочки тоже какают, или к различным особенностям внешности. Стоит добавить, что это экранизация рассказа Нила Геймана, а роль кройдонской панк-королевы сыграла Николь Кидман.

 

«Курьер»

1986

 

 

 

Фильм Карена Шахназарова, снятый по его же собственной повести, уже стал классикой. Главный герой Иван только что закончил школу, его родители развелись, и ему нужно поступать в вуз и как-то налаживать свою жизнь. Но он не верит в свои блестящие перспективы, скептически относится к нравоучениям старших, раздражая их своим нигилизмом, и не стремится вливаться в общество ровесников из более успешных и обеспеченных семей профессоров и дипломатов, получив такой шанс.

Повесть и фильм почти идентичны по содержанию, но все же ключевое различие в них есть: если в кино сны Ивана выглядят тоскливыми мечтами о странствиях, то на бумаге он представляет себя героем, совершающим подвиги (например, гладиатором). То есть то, что может показаться непривлекательным нигилизмом героя, скорее говорит, что он ощущает уныние, осознавая, что обстоятельства его жизни не помогут осуществиться его стремлениям. Взрослые же воспринимают Ивана слишком приямолинейно и бесятся, не понимая истинных причин его поведения, а это, в свою очередь, едва ли может способствовать его откровенности.

 

«Бунтарь без причины»

1955

 

 

 

Зрелищный и эмоциональный «Бунтарь без причины» рассказывает о растерянных подростках из среднего класса, нарушающих общественный порядок. До этого фильма подобные персонажи с криминальными наклонностями обычно происходили из трущоб, а тут проблемность молодых людей не зависит от достатка и объясняется неурядицами в семье. Образ Джеймса Дина, сыгравщего главную роль, стал иконическим, а сама картина — культовой классикой.

Действие происходит в Лос-Анджелесе. В полицейском участке оказываются трое подростков: Джим — за пьянство, Джон — за убийство выводка щенков, Джуди — за нарушение комендантского часа. Вскоре выясняется, что вообще-то все трое по-своему несчастны и у них есть какие-то проблемы дома, которые и провоцируют их впадать в разного рода крайности.

 

«Если....»

1968

 

 

 

Независимая драма британского режиссера Линдсея Андерсона о бунтарстве и бунте в закрытой частной школе для мальчиков заслуженно считается одним из лучших британских фильмов. Картина была снята в одно время с протестами французских студентов в Париже в 1968 году, что добавляет ей революционного запала. Она также известна тем, что запустила карьеру Малькольма Макдауэлла и повлила на решение Стэнли Кубрика взять актера в «Заводной апельсин».

В школе, гду учатся главные герои, — суровый уклад со строгой дисциплиной, дедовщиной, тюремным надсмотром и телесными наказаниями. Кажется, ученики могут задохнуться от того, как на них давят здешние порядки. После уроков они читают газеты, философствуют о жизни, разглядывают фото обнаженных девушек, пытаются сопротивляться давлению старших и хоть как-то ухватить свободу. Заканчивается «Если....» перестрелкой, что резонирует с частыми случаями таких инцидентов в американских школах, регулярно всплывающими в сегодняшней повестке.

 

«Начисто»

1982

 

 

 

Фильм, который смело можно записать в феминистские, рассказывает о трех девушках опять же с трудными жизненными обстоятельствами. Им не больше 17 лет, и они создают собственную панк-группу The Stains. Это музыкальное направление как нельзя лучше подходит троице, ведь они толком не умеют играть. Несмотря на недостаток навыков, группа попадает на разогрев в тур более известного панк-коллектива, и постепенно девушки становятся сенсацией.

«Начисто» — фильм с запоминающимся визуальным стилем, а также история о подростках, борющихся за свою индивидуальность. Одну из главных ролей исполнила великолепная Лора Дерн, которая вскоре стала одной из любимых акстрис Дэвида Линча. Картину, правда, не выпустили в широкий прокат и показывали только по кабельному телевидению, посчитав слишком контркультурной, но позже ее стали часто демонстрировать на различных специальных событиях и фестивалях.

 

«Пригород»

1984

 

 

 

Мрачный и местами жуткий фильм Пенелопы Сфирс рассказывает о подростках и детях из неблагополучных семей, ушедших из дома, чтобы жить вместе в собственном панковском комьюнити. Их сквот грязен, а поведение раздражает местных жителей, считающих их преступниками. «Пригород» совершенно беспросветен и лишен любых признаков надежды на лучшее, и не стоит ждать от него счастливого финала.

Пожалуй, эта драма может считаться культовой — она значится во всех обязательных к просмотру фильмах о панках, хотя немало настоящих панков были возмущены сценой, в которой на концерте с девушки срывают одежду, сочтя это дискредитацией панк-культуры. Одну из главных ролей тут сыграл Фли из Red Hot Chili Peppers, что, конечно, прибавило ленте известности. А еще картина вдохновила Pet Shop Boys — именно с ней свзана их песня «Suburbia».

 

«Изгои»

1983

 

 

 

Возможно, это не самый известный фильм Фрэнсиса Форда Копполы, но очень достойный — у него крепкий сюжет, и в нем полно красивых кадров, обаятельного бунтарства, социальной критики и стиля. Для некоторых молодых актеров эта картина стала отправной точкой звездной карьеры — тут сыграли Том Круз, Мэтт Диллон, Дайан Лэйн и Патрик Суэйзи. Кстати, роли достались еще и музыканту Тому Уэйтсу и маленькой Софии Копполе.

Действие фильма происходит в Америке 1960-х, на периферии. В небольшом городке подростки делятся на банды по классовому признаку — бедные направо, богатые налево. Конечно же, они конфликтуют и постоянно устраивают разборки, а параллельно пытаются понравиться девушкам. Во время одной из разборок участник банды из бедного района случайно убивает противника из благополучного и вынужден отправиться в бега с друзьями.

 

«Ноль за поведение»

1933

 

 

 

Английские частные школы плохи, как и французские, — это доказывает фильм «Ноль за поведение» режиссера Жана Виго, который на родине запретили по соображениям цензуры и начали показывать только после войны в 1946 году. Упомянутый ранее фильм «Если....» про английскую школу-интернат как раз был снят под влиянием этой картины от соседей из-за Ла-Манша, и сюжеты их почти идентичны.

Три юных героя картины получают наказание за ерундовый проступок и вынуждены провести в школе выходные, пока их одноклассники разъедутся по домам. Все учителя школы у Виго отталкивающи и почти карикатурны, но все же слишком напоминают о реальности, и среди них даже нашлось место персонажу с педофильскими наклонностями. В конце фильма, не выдержав давления старших, дети затевают бунт.

 

«Клуб “Завтрак”»

1985

 

 

 

Драма «Клуб “Завтрак”» — второй фильм известной трилогии о подростках режиссера, сценариста и бывшего рекламщика из Leo Burnett Джона Хьюза. В нее также входят «Шестнадцать свечей» и «Феррис Бьюллер берет выходной», но «Клуб» все-таки считается лучшей работой Хьюза, несмотря на некоторые шероховатости сценария и актерской игры.

Сюжет картины выстроен вокруг пяти школьников, вынужденных провести в школе выходной — каждый за свой проступок. Там они должны написать сочинение о себе, но стоит только преподавателю оставить их одних, как они начинают выяснять отношения и нарушать правила. Совместный бунт локального значения сближает героев, и, выкурив косячок марихуаны, они начинают больше рассказывать друг другу о себе. Как можно было ожидать, их проблемное поведение — результат проблем в семье или в школе.

 

«Прибавьте громкость»

1990

 

 

 

Марке — гик, интроверт и по собственной воле аутсайдер. Чтобы как-то выразить себя, он устраивает пиратскую радиостанцию в подвале родителского дома и ставит музыку вроде The Jesus and Mary Chain, Primal Scream, Soundgarden, Ice-T, Concrete Blonde и The Pixies, а также рассуждает в эфире о неправильности устройства мира и своей школе. Постепенно радио Марка набирает популярность, но однажды один из учеников совершает суицид после спора с анонимным радиоведущим, и начинается расследование с целью узнать, кто же стоит за проектом.

Эта своеобразная история Золушки, где вместо хрустальной туфельки — пиратская радиостанция, в 1990-е была обязательна к просмотру среди продвинутых подростков, но не принесла создателям значительных сборов. Фильм, впрочем, не сосредоточен только на Марке и показывает его сверстников с их проблемами. Например, умницу и отличницу Пейдж, которой ее успехи не приносят счастья (привет нездоровому культу продуктивности и перфекционизма).

 

«Через край»

1979

 

 

 

В идеальном американском городе Гранада все хорошо — отличные дороги, прекрасные газоны, замечательные школы и приветливые жители, но вот только подростки вовсю бунтуют — хамят, курят траву, пьют алкоголь, дерутся и портят городскую собственность. Одна из причин такого поведения: молодым людям попросту нечего делать в городе. После нескольких хулиганских инцидентов власти решили закрыть единственное место, где могли собираться подростки, и ввели комендансткий час, а в школе решили провести собрание, чтобы решить, как разобраться с проблемой бунтующих учеников. В итоге эти бунтующие ученики решили поднять настоящее восстание.

«Через край» основан на реальных событиях 1973 года, когда в одной из американских школ в Калифорнии случился такой бунт и ученики просто разрушили школу. Сценаристы Чарльз Хаас и Том Хантер, узнавшие об инциденте из газет, серьезно подошли к работе над фильмом: они съездили в город, где произошел бунт, и поговорили с местными школьниками.

 

Марина Аглиуллина

01.06.18, 19:05

  • Фоторедактор: Люся Андреева
  • Фото: Kinomania