«Мы» и «Один маленький ночной секрет»: кинопрограмма «Титановые маргаритки» в «Гараже» — гид BURO.
Завтра в Музее современного искусства «Гараж» стартует серия показов, посвященная феномену женского взгляда в кинематографе. Семь фильмов программы «Титановые маргаритки» иллюстрируют бесконечное многообразие идей и позиций женщин. Попросили кинокуратора музея Арину Нестерову рассказать о каждой ленте подробнее.
Впервые о женском взгляде в кинематографе заговорили в прошлом столетии в США — термин female gaze в 1975 году использовала режиссер и кинокритик Лора Малви. Мужская оптика, по ее мнению, превращает героинь-женщин из сложных и живых персонажей в упрощенные объекты желания. Женский взгляд, напротив, стремится освободить фильмы от объективации и навязанных стереотипов. Осознавая влияние искусства на общество, сценаристки и режиссеры вносят вклад в борьбу за равноправие женщин, показывая глубину их внутреннего мира на экране.
Когда: 2 и 9 сентября
В 2017 году вышел дебютный сборник рассказов сценаристки и режиссера Наталии Мещаниновой, создательницы «Комбината надежды» и сериала «Пингвины моей мамы», в котором она рассказывает о пережитом в детстве насилии. Этот драматичный личный опыт стал основой истории 14-летней Миры из «Одного маленького ночного секрета». Смелое высказывание о насилии, скрывающемся в непримечательных спальных районах, было отмечено главными российскими кинофестивалями этого года. Премьера драмы состоялась в рамках 52-го международного Роттердамского кинофестиваля зимой 2023-го.
Когда: 3 сентября
Премьера картины канадской дебютантки Рейн Верметт, победительницы национального конкурса 46-го Международного кинофестиваля в Торонто. «Сент Анн» снят в родном городе Верметт, туда она вернулась после университета, где помимо кино изучала архитектуру и мультипликацию. Семья, друзья и местная община метисов, к которым относится и режиссер, участвовали в съемках ее первого полного метра. Главная героиня — сбежавшая девушка, которая спустя четыре года отсутствия возвращается домой, где ее ждет дочь и другие родственники. История перекликается с биографией самой Рейн: тему побега она использует как повод для разговора о прошлом собственной семьи, многие поколения которой были вытеснены со своих земель колонизаторами.
Когда: 8 сентября
Клер Дени, ключевая фигура современного авторского кинематографа, родилась в семье дипломата и раннее детство провела в Африке. Действия «Хорошей работы» разворачиваются в Джибути, где между военнослужащими Иностранного легиона возникает сеть сложных и запутанных отношений. Художественное воплощение картины многие критики сравнивают с балетом, где тела военных изображаются скорее как пластичные и выразительные фигуры танцоров, способных подарить драме физическое воплощение.
Когда: 10 сентября
Мелодрама Ильдико Эньеди, победившая на 67-м Берлинском кинофестивале. Комичная история любви двух сотрудников скотобойни: скромного финансового директора Эндре и специалистки по соблюдению качества с ментальными особенностями Марии. Помимо общей работы, их объединяют сновидения — друг другу герои являются в телах оленей, а их чувства во сне развиваются быстрее и ярче реальных.
Когда: 15 сентября
Магическая драма Наоми Кавасе о преодолении утраты. Однажды молодая японка Матико, сотрудница дома престарелых, теряется в лесу вместе со своим подопечным, взбалмошным Сигэки. Оба переживают потерю близких, и это своеобразное путешествие превращается в череду обрядов, которые избавят их от страданий прошлого. Премьера «Траурного леса» прошла в Наре, префектуре Японии, где Кавасе живет всю свою жизнь и где проходили съемки. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, а о режиссере заговорили как о представительнице новых классиков японского кино, чьи произведения можно поставить в одну линию с работами Такэси Китано и Такаси Миикэ.
Когда: 17 сентября
Московская премьера полнометражного дебюта Саодат Исмаиловой, режиссера и художницы, чья масштабная ретроспектива прошла в этом году в Нидерландском институте кино. Саодат, родившаяся в Узбекистане, в своих видео- и киноработах исследует различные области консервативного общества, а также многообразие женского опыта, который проявляется в рамках традиционной культуры. Следуя старинному поверью, юная Бибича принимает сорокадневный обет молчания в надежде, что этот обряд поможет ей вернуть исчезнувшего возлюбленного.
Когда: 24 сентября
Российская премьера экспериментального фильма Элис Диоп, лауреатки Берлинского и Венецианского кинофестивалей. Элис родилась в семье сенегальских эмигрантов, перебравшихся в Париж в 60-е годы ХХ века. «Мы» — художественное наблюдение режиссера за различными сообществами, составляющими население современного Парижа. Это пожилые белые французы, выходцы из народа и наследники аристократии прошлого, новоприбывшие эмигранты и потомки прошлых миграционных волн. В картину она включает и кадры из семейного архива, много лет назад снятые ей и ее сестрой на VHS камеру. Комментируя теплые аналоговые кадры, Диоп рассуждает о том, как по-разному она и ее родители воспринимают свою новую родину.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7