«Валериан» и другая фрик-фантастика из Европы
Четыре очень странных фильма и один всем известный сериал
Сегодня в российский прокат выходит новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет». С бюджетом под 200 миллионов долларов он стал самой дорогой постановкой в истории Европы. Зрители и критики единодушно хвалят экстравагантный визуальный стиль свежей космооперы, но морщат нос от пустых персонажей и невзыскательного сюжета. Buro 24/7 вспоминает примеры диковинной европейской фантастики, где пиршество воображения удалось увязать с идейными посылами с большим успехом.
«Пятый элемент» (1997)
Придумывая «Пятый элемент», Бессон позвал на помощь Жан-Клода Мезьера, чьими комиксами про «Валериана и Лорелину» Люк зачитывался с самого детства. Художник здорово подсобил режиссеру (именно он догадался сделать персонажа Брюса Уиллиса бомбилой на летающем такси), а заодно надоумил на будущие свершения, спросив: «Зачем ты делаешь это паршивое кино? Чего бы тебе не снять “Валериана”?» По иронии судьбы «Пятый элемент» стал культовой классикой, в то время как у нового блокбастера Бессона есть шанс запомниться современникам как бесполезное ископаемое за двести миллионов. Пока французский мастер на все руки дожидался адекватных технологий для экранизации комикса, вдохновившего «Звездные войны», его мир слегка подрастерял свою уникальность. В далеком же 1997-м концепция яркой и веселой фантастики, а также полуголой Миллы Йовович в качестве панацеи от всех неземных невзгод воспринималась действительно как нечто революционное.
«Сексмиссия» (1983)
Сложно представить, что фильм с таким названием может быть чрезвычайно хорош и при этом не иметь никакого отношения к порно. В сущности, эта сверхпопулярная в родной Польше картина — нечто вроде «Планеты обезьян», только вместо приматов в ней женщины. Два добровольца во славу науки погружаются в криогенный сон на три года, но просыпаются на 50 лет позже в постапокалиптическом мире, где вымерли все мужчины, а дамы размножаются партеногенезом (то есть максимально неинтересным способом, несмотря на эффектное словечко). «Сексмиссия» умудряется отдать должное и феминизму, и сексизму, попутно высмеяв перегибы и того и другого. Легкомысленный тон не мешает комедии задвигать глубокомысленные рассуждения о роли противоположных полов в жизни друг друга, в то же время оставаясь качественной жанровой историей. В на удивление проработанном мире находится место приключениям, беготне и даже парочке внезапных сюжетных поворотов в конце. В Советском Союзе фильм прокатывался в цензурированном варианте, что породило слухи о невообразимом разврате вырезанных сцен. В действительности все оказалось сравнительно целомудренно.
«Бразилия» (1985)
В один прекрасный момент современное мироустройство так допекло Терри Гиллиама, что он разродился целой эскапистской трилогией – «Бразилия» как раз из этой серии. Другое дело, что в грезах, как правило, укрываются от скучной бытовухи. В своей ретрофутуристической антиутопии заслуженный монтипайтоновец сконструировал гротескный бюрократический ад, способный дать фору по фантастичности даже мечтам главного героя, где он спасает девушку, летая на крыльях и фехтуя со всякими уродищами. История как будто целенаправленно сводит зрителя с ума регулярными метаниями между фэнтези и нуаром, прячущим за завесой контрастных теней бредовую фантасмагорию — по старым заветам немецких киноэкспрессионистов. Испытать свое сознание этой виртуозной пыткой хотя бы раз точно стоит.
«Город потерянных детей» (1995)
Французский визионер Жан-Пьер Жене почти всю карьеру тяготел к барочному декадансу и сюрреалистическим образам, но в «Городе потерянных детей» у него и его партнера Марка Каро как будто отказали все тормоза. Конечно, к этому располагал и сюжет о злом ученом, который похищает детей, дабы красть их сны, но получает лишь кошмары, поскольку спиногрызы его боятся. Как и любому сновидению, фильму порой не хватает внятности, но атмосфере стимпанкового безумия это идет только на пользу.
«Доктор Кто» (с 1963 года по сегодняшний день)
Национальным английским достоянием считается телесериал про инопланетянина, который путешествует во времени и пространстве в синей телефонной будке. Длится это безумие, страшно сказать, уже больше полувека (пусть и со значительным перерывом в вещании). Секрет такого долголетия в хитрой схеме: как только главного актера начинает тошнить от роли, Доктор регенерирует в новое тело. В следующем году он впервые в истории станет женщиной, как и подобает прогрессивному мужчине. Ходит настойчивая легенда, что впечатлительные британцы в ужасе прятались за диванами, когда на экране дебютировала злодейская раса далеков. Внешне пришельцы представляли собой футуристическую тумбочку на колесиках, оборудованную подзорной трубой, миксером и вантузом. Стивен Моффат (шоураннер «Шерлока») заставил бояться далеков и новое поколение, при этом почти не затронув их классический дизайн. Гений, что еще можно сказать.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7