Кейт Бланшетт против феминисток: важная глава истории женского движения в сериале «Миссис Америка»
На стриминговой платформе Hulu вышел мини-сериал «Миссис Америка». Это история столкновения женского движения с консервативными противницами феминисток вокруг принятия поправки о равных правах в 1970-х годах. Над проектом работала шоураннер Дави Уоллер, сотрудничавшая с Мэттью Вайнером в «Безумцах» (она же писала сценарий для «Отчаянных домохозяек»).
Главную роль в сериале исполнила Кейт Бланшетт. Оскаровская лауреатка, звезда лесбийской мелодрамы «Кэрол» и претенциозной арт/кино-инсталляции «Манифесто» впервые появилась на телеэкранах — и это явная заявка на «Эмми».
Бланшетт, ярой противнице Вайнштейна и дискриминации женщин в киноиндустрии, досталась роль ее полной противоположности — консервативной антифеминистки Филлис Шлэфли, возглавившей движение безропотных домохозяек, которым пришлось снять передники, чтобы противостоять феминисткам второй волны.
Столкнуться лбами им придется в США 1970-х годов. Война во Вьетнаме в самом разгаре, борьба за права афроамериканцев продолжается, Уотергейтский скандал вот-вот разразится, и Ричарду Никсону придется покинуть Белый дом — время, прямо скажем, турбулентное, но способствующее нарастающим протестным настроениям. Авторы сериала верны историческому бэкграунду, но уже начальным титром предупреждают, что некоторые сцены и диалоги вымышленные.
Попытка женщин отвоевать свои права у мужчин на законодательном уровне — краеугольный камень всего повествования. Феминистки хотят ратифицировать ERA — поправку о равных правах (Equal Rights Amendment), которая гарантирует, что и женщины, и мужчины будут в равной степени защищены законом независимо от пола (это касается всех отраслей права). В 1920-х женщины уже пробовали утвердить поправку в Конгрессе, но потерпели неудачу, поэтому для феминисток второй волны это своего рода реванш.
На передний план авторы выводят писательницу Бетти Фридан (Трейси Ульман), роль которой в женском движении сравнивают с тем, что сделал Мартин Лютер Кинг для темнокожего населения, журналистку Глорию Стайнем (ее играет Роуз Бирн, ранее снявшаяся в «Схватке» с Гленн Клоуз), первую темнокожую женщину в Конгрессе Ширли Чисхолм (Узо Адуба, «Оранжевый — хит сезона»), активисток Беллу Абзуг (Марго Мартиндейл) и Джилл Ракелскауз (Элизабет Бэнкс, «Голодные игры»).
Фридан пишет культовую в феминистских кругах книгу «Загадка женственности» и называет брак концлагерем, затем возглавляет Национальную организацию женщин в США (NOW), выступает на женских маршах и форсирует принятие поправки о равных правах, вокруг которой объединяются феминистки.
Но вот для домохозяек, привыкших печь хлеб, ухаживать за семьей и сплетничать в салонах красоты, принятие поправки — это абсолютная потеря удобного статус-кво при успешном муже и кормильце. На этом конфликте свои политические амбиции пытается удовлетворить героиня Бланшетт — консервативная республиканка Филлис Шлэфли, которая воспользовалась случаем и возглавила антифеминистское движение STOP ERA (Stop Taking Our Privileges — «Хватит отбирать наши привилегии»), запугав домохозяек военным призывом и унисекс-туалетами, которые непременно появятся после ратификации поправки за равные права (на самом деле нет).
Гораздо важнее для фемдвижения — отстоять право женщины самостоятельно принимать решения, касающиеся ее тела. «Аборты — это наш Вьетнам», — пытается донести до Джорджа Макговерна, кандидата в президенты США от демократов, Глория Стайнем. Но от одного слова «аборт» политики приходят в ужас — слишком большие риски для президентской кампании. «Если бы мужчины могли забеременеть, аборт был бы таинством», — говорят между собой феминистки и шутят про беременного Никсона.
Для Шлэфли разговоры оппоненток не что иное, как попытки несчастных одиноких разведенок разрушить традиционную американскую семью (и дикость в том, что подобный дискурс в точности дошел и до наших дней).
Лидеры фемдвижения поначалу недооценивают возможности Шлэфли и сбрасывают со счетов «чокнутую правую из Иллинойса», болтающую чепуху о женщинах в окопах и тоталитарном феминизме. Но за статусом степфордской жены с приторной улыбкой и строгой укладкой можно разглядеть настоящую железную леди с цепкой хваткой.
Филлис получила степень в политологии, написала четыре книги о ядерной стратегии, работала в офисе национальной партии и разбирается в пакте о вооружении США и СССР не хуже конгрессменов. Шлэфли как заведенная повторяет, что брак — лучшая сделка для женщины, и строит карьеру на защите консервативных ценностей и подыгрывании республиканцам у власти. Несмотря на убеждения, ее амбициозность и решительность — феминистские по своей сути. Не потому ли во время дебатов феминистка Бетти Фридан публично обвинит Шлэфли в лицемерии?
Филлис безошибочно считывает любые проявления сексизма в свой адрес — когда ведущий просит ее чаще улыбаться, конгрессмены поручают вести записи из-за красивого почерка, а супруг говорит, что женщине не к лицу оставлять семью ради работы. Но Шлэфли привыкла существовать в заданных мужчинами координатах, поэтому смиренно принимает правила игры и пытается получить власть с помощью манипуляции, перевернутых фактов и стереотипных высказываний. Это ее шанс получить пропуск в большую политику, потому что «феминисток никто не любит, даже либералы».
Главное достижение Дави Уоллер как шоураннера — это сохранение баланса между разными взглядами на одну и ту же историческую данность. «Миссис Америка» не скатывается в байопик о Филлис Шлэфли, что в общем-то заманчиво, учитывая контроверсийность наверное самого интересного персонажа в проекте, и не переходит на сторону той же Глории Стайнем — право голоса есть у всех участниц женского движения, вне зависимости от занимаемой позиции (это проявляется и в структуре сериала, где каждый эпизод назван именем одной из героинь). Вторая волна феминизма в США не была однородным и монолитным явлением, между собой сталкивались не только феминистки и домохозяйки — междоусобицы вспыхивали и внутри враждующих кланов.
Но какими бы разными ни казались два женских движения, отстаивающих противоположные ценности, они одинаково не могут добиться успеха, не наладив связь с белыми привилегированными мужчинами у власти.
Из «Миссис Америка» Дави Уоллер получился исторический сериал, во многом объясняющий настоящее. События разворачиваются, казалось бы, в таких далеких 1970-х, но аргументы, которые звучат в спорах между феминистками и их противниками, остаются актуальными даже спустя 50 лет в поствайнштейновское время. Аборты все еще узаконили не во всех странах (в Ирландии их, например, легализовали только в 2018 году), а ту самую поправку о равных правах в США не приняли до сих пор, потому что пока одни женщины делятся личными историями насилия и #MeToo, другие стыдятся феминизма и на полном серьезе интересуются: «А что ты сделала, чтобы он тебя не бил?»
Впервые этот материал был опубликован 2 мая 2020 года на BURO. UA
10.05.20, 15:47
Другие истории
Подборка Buro 24/7