«Не фестиваль, а деловой форум»: впервые на «Кинотавре» нет светской жизни

Главный фестиваль российского кино «Кинотавр» в этом году мог и вовсе не состояться. Обычно он проходит в начале июня и знаменует старт лета для российских кинематографистов и светских звезд. Ежедневно гостям фестиваля не только показывают кино, но и устраивают вечеринки — в шатрах и на яхтах разливают всяческий алкоголь, а иерархии киношников смешиваются до неразличения.

В этом году по очевидным причинам все происходит совершенно иначе. Из-за пандемии фестиваль перенесся на первый осенний месяц. Вместо привычных 4–5 тысяч гостей планируют принять скромные 800, в кинозалах будет действовать, как это теперь принято в кинотеатрах, шахматная рассадка, а о светской жизни придется забыть и вовсе. В год китайской летучей мыши любые сборища — большой риск. Как говорит Александр Роднянский, нас ждет «не фестиваль, а деловой форум».

Впрочем, главное на «Кинотавре» — кино. В этом году основной конкурс составят 13 фильмов, треть из которых — дебюты. Также любителям свежей крови будет показан 31 короткометражный фильм (ведь в основном короткая форма — прибежище для начинающих режиссеров), а фанатам кино с попкорном — традиционная программа российских блокбастеров от «Вторжения» до «Холопа» (плюс неожиданная классика советского детства «Вам и не снилось») под открытым небом на Театральной площади. Так что, несмотря на организационные сложности, фестиваль обещает дать представление об абсолютной панораме тенденций российского кино дикого 2020-го.

Фильмы открытия и закрытия — новые работы признанных классиков

В этом году «Кинотавр» откроет анимационный фильм классика авторской анимации, 80-летнего Андрея Юрьевича Хржановского «Нос, или Заговор нетаких», ставший участником программы The Tyger Burns на Роттердамском кинофестивале.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского
Кадр из фильма «Конференция» Ивана Твердовского
Кадр из фильма «Вторжение» Фёдора Бондарчука

Закроют едва показанные на Венецианском кинофестивале «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, которому из-за кордона пророчат главный приз, «Золотого льва», отечественные и зарубежные кинокритики. Фильмы, впрочем, объединяет не только почтенный возраст их авторов. Обе картины — о репрессиях в советском и постсоветском обществах. У Хржановского, размышляющего абстрактно о горемычной судьбе художника, в кадре мелькают Мейерхольд, Мандельштам и Хармс, а вместе с ними такие фигуры, как изгнанный в 2006 году из им же созданного театра режиссер Анатолий Васильев. «Дорогие товарищи» Кончаловского, в свою очередь, — история о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, одном из самых кровавых преступлений относительно свободной хрущевской оттепели. Первый фильм печально рифмуется с процессом над «Седьмой студией», второй — с жестким подавлением протестов в Беларуси.


Прямиком из Венеции: участники Venice days в конкурсе «Кинотавра»

С Лидо в Сочи приедет не только фильм Кончаловского, но и две работы более молодых режиссеров, с успехом показанные в рамках программы Venice days. «Конференция» автора «Класса коррекции» и «Зоологии» Ивана И. Твердовского — первый игровой фильм о теракте на Дубровке 2002 года. Тут документальные свидетельства смешаны с вымышленным сюжетом. Героиня, ушедшая в монастырь после теракта (всегдашняя актриса Твердовского Наталья Павленкова), по сюжету организует в том самом зале ДК «Московский подшипник» вечер памяти жертв трагедии, и реальные истории очевидцев схлестываются в психологической схватке. «Китобой» режиссера-дебютанта Филиппа Юрьева, снятый на студии Алексея Учителя, — из более тихих фильмов. Он рассказывает историю о чукотском подростке-охотнике, влюбившемся в вебкам-модель из Детройта (неожиданно в роли Кристины Асмус) и спешащем увидеть ее вживую, даже если ради любви придется переплывать Берингов пролив. В кадре — непрофессиональные актеры, в основном тинейджеры из Чукотки, за кадром — исключительный для отечественного кино саундтрек: звучат композиции Джули Круз, Джонни Кэша и Роя Орбисона.

Кадр из фильма «Китобой» Филиппа Юрьева

Россия — Европа: гендерный паритет

В последние годы в международном киносообществе остро встал вопрос о женском кино, а некоторые европейские фестивали и вовсе ввели гендерные квоты, не позволяющие кураторам отбирать в конкурс больше 40–50% фильмов, снятых мужчинами. В этом году из 13 конкурсных фильмов на «Кинотавре» шесть сняты женщинами. Это «Вмешательство» Ксении Зуевой, громко дебютировавшей фильмом «Близкие» два года назад, «Город уснул» выпускницы МШНК Марии Игнатенко, впервые показанный в программе Forum Берлинского кинофестиваля, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, байопик о трагически ушедшей Елизавете Глинке, «Маша» дебютантки Анастасии Пальчиковой — о взрослении в 1990-х, судя по трейлеру, смахивающий на прошлогоднего победителя «Кинотавра» «Быка» (а по аннотации и на «Середину 1990-х» Джоны Хилла). А еще «Трое» — новый фильм Анны Меликян, первой известной женщины-режиссера в постсоветском пространстве, которая не особо нуждается в представлении, и «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой, выстрелившей в 2011-м провокационным «Портретом в сумерках», — на этот раз это история жизни культового петербургского кинокритика Добротворского, рассказанная устами его жены. Впрочем, программный директор фестиваля Ситора Алиева утверждает, что дело не в новой моде: в последние пять лет «Кинотавр» феминизируется, а отбор формирует не гендер, а количество фильмов, поданных на участие в фестивале. И в этом году женщины прислали 40% заявок.

Кадр из фильма «Маша» Анастасии Пальчиковой
Кадр из фильма «Город уснул» Марии Игнатенко
Кадр из фильма «Трое» Анны Мелекян

Впервые якутский фильм в конкурсе «Кинотавра»

В Якутской Автономной Советской Социалистической Республике не было киностудии. Поэтому кино в Якутии появилось в перестройку — под конец XX века. Поначалу было галимой любительщиной, но год за годом переросло в самостоятельный indiewood. Появились фильмы, репрезентирующие якутские города как Европу, целая хоррор-индустрия и ряд местных хитов, которые полюбила добрая четверть якутов. Фильмы стали окупаться как своеобычный импортозаменитель. Потом — ездить на российские фестивали (самые известные — ММКФ и «Окно в Европу», что в Выборге) и на экспорт на фестиваль в Бусан как экзотика с полноценной ретроспективой в 2017-м. Когда на феномен обратит внимание «Кинотавр», ждали не первый год, и наконец в конкурсе оказался новый фильм певца якутской деревни Дмитрия Давыдова «Пугало» — темная сказка о деревенской знахарке, снятая без профессиональных актеров.

Кадр из фильма «Пугало» Дмитрия Давыдова

Первый российский фильм о пандемии

Наконец, вне конкурса в этом году покажут фильм-спектакль «UFO» статного драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, сделанный наскоро, чтобы не потерять жгучую актуальность. Девять актеров, в числе которых Евгений Цыганов, Иван Макаревич и Алексей Филимонов, расскажут истории о контактах с инопланетянами. О фильме пока не понятно решительно ничего, но, по словам Ситоры Алиевой, он был сделан на карантине и отлично впитал охватившую мир тревогу.

Гордей Петрик

10.09.20, 17:46