Что смотреть на новом ежегодном кинофестивале в «Художественном»
Долгожданный «Французский вестник» Уэса Андерсона, оскароносный «Новый кинотеатр "Парадизо"» и сразу две российские премьеры
Сегодня «Художественный» отмечает 112-й день рождения. Как и полагается кинотеатру с большой буквы, празднование продлится целую неделю — с 17 по 24 ноября — серией премьерных показов самых ожидаемых фильмов сезона и года. В программе: картины-сенсации, отмеченные призами главных мировых кинофестивалей, в том числе Каннского и Венецианского, и, конечно же, шедевры прошлых лет. Подробности — в нашем гиде.
РЕЖИССЕР: УЭС АНДЕРСОН
Фестиваль стартует с долгожданной новинки от Уэса Андерсона и его звездного десанта — Тильды Суинтон, Тимоти Шаламе, Леа Сейду, Фрэнсис Макдорманд, Билла Мюррея. Фильм-альманах, дебютировавший в Каннах, где попал в число номинантов на «Золотую пальмовую ветвь», снят в лучших традициях режиссера (стиль, внимание к деталям, юмор, любовь, симметрия). Три сюжетные линии — майские студенческие протесты во Франции 1968 года; историю сидящих в тюрьме арт-дилера, художника и его музы; расследование похищения, затянувшегося на несколько десятилетий, — объединяет вымышленный американский журнал «Французский вестник». Все они опубликованы на его страницах.
РЕЖИССЕРЫ: НАТАША МЕРКУЛОВА, АЛЕКСЕЙ ЧУПОВ
Действие картины разворачивается на фоне сталинского Большого террора. Главный герой, энкавэдэшник Федор Волконогов (Юра Борисова), чудом спасается от масштабной зачистки 1937 года. Благоволение судьбы наталкивает его на мысль о спасении собственной души через получение прощения от бывших жертв. Меркулова и Чупов снимали «Капитана» совместно с Францией и Эстонией. Фильм представлял Россию в конкурсной программе 78-го Венецианского кинофестиваля.
Какой день рождения без автобиографии? На третий день фестиваля «Художественный» расскажет собственную историю — старейшего кинотеатра Москвы, который принимает зрителей с 1909 года. В начале XX века владельцы кинотеатров включали в сеансы хронику из жизни высшего общества, короткие видовые сюжеты и игровые фильмы — все это, отобранное специалистами из архивов РГАКФД и Госфильмофонда, вы и увидите.
РЕЖИССЕР: МИА ХАНСЕН-ЛЕВ
В своем англоязычном дебюте француженка Хансен-Лев решила за два часа рассказать о паре американских сценаристов — Крис (Вики Крипс) и Тони (Тим Рот). Они отправляются на остров Форе, где жил и работал легендарный Ингмар Бергман, чтобы заполучить свежую порцию вдохновения. Но новоиспеченных островитян, погрузившихся в творческий процесс, ждут серьезные испытания, которые в первую очередь проверят их чувства на прочность.
РЕЖИССЕР: ОДРИ ДИВАН
Завоевавшее «Золотого льва» последнего Венецианского кинофестиваля «Событие» основано на одноименном романе Анни Эрно. Франция, 1963 год, студентка филологического факультета Анн (Анамария Вартоломеи) решается на аборт, который в то время строго запрещен. Но девушка — из тех, кто готов отстаивать свою точку зрения и право выбирать, становиться ей матерью или нет.
РЕЖИССЕР: ВАЛЬТЕР РУТТМАН
Экспериментальная документалка посвящена одному дню из жизни находящегося в неустанном движении мегаполиса. Повествование начинается утром на вокзале, затем мы наблюдаем, как берлинские улицы наполняются людьми — рабочими и школьниками, нищими и чиновниками. Их судьбы сплетаются в едином ритме. Фильм художника и киноавангардиста Руттмана впервые увидел свет в сентябре 1927 года. За музыкальное сопровождение отвечал композитор Эдмунд Майзель. Он же написал музыку для немецкой премьеры «Броненосца “Потемкин”» Эйзенштейна.
РЕЖИССЕР: ДЖУЗЕППЕ ТОРНАТОРЕ
Еще один шедевр из категории «старое и доброе», получивший в 1988 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Режиссер Джузеппе Торнаторе (именно он снял «Малену») не только показал нам дружбу киномеханика Альфредо и мальчика Сальваторе, который становится его помощником, но и прославил классический итальянский кинематограф. Кстати, помимо награды Американской киноакадемии в копилке картины — «Сезар», «Золотой глобус» и Гран-при жюри Каннского фестиваля.
РЕЖИССЕР: ЮХО КУОСМАНЕН
Любителям роуд-муви посвящается. Финский режиссер Куосманен хорошо известен всем, кто следит за Каннским кинофестивалем. В 2016-м он получил награду за «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», а в уходящем удостоился Гран-при — как раз за «Купе № 6». Съемки картины по мотивам одноименного романа финской писательницы Росы Ликсом проходили в Петербурге, откуда по сюжету студентка Лора (Сейди Хаарла) вместе с подругой Ириной (Динара Друкарова) планирует поездку в Мурманск. В итоге главная героиня садится в поезд одна, где знакомится с грубоватым шахтером Лехой (еще одна роль Юры Борисова). Казалось бы, такой попутчик не сулит приятного путешествия, но вскоре все меняется.
РЕЖИССЕР: КСАВЬЕ ДЖАННОЛИ
Высокобюджетная французская экранизация романа Оноре де Бальзака из цикла «Человеческая комедия», в центре которой — юный Люсьен (Бенжамен Вуазен). Разумеется, наш главный герой питает большие надежды и мечтает стать выдающимся поэтом. Решив попытать счастья в Париже, он подпадает под влияние харизматичного журналиста Лусто (Венсан Лакост). Последний знакомит его с закулисьем столичной жизни. Вскоре Люсьену, осознавшему, какими способами можно достичь славы и богатства, предстоит решить, готов ли он ради этого пожертвовать своими идеалами.
РЕЖИССЕР: РЮСУКЭ ХАМАГУТИ
Вдумчивая драма о принятии ошибок прошлого, снятая по рассказу Харуки Мураками. Смогла забрать в Каннах награду за лучший сценарий, приз экуменического жюри и приз ФИПРЕССИ. История начинается трагично: театральный актер и режиссер Ясукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) женат на сценаристке Ото — она неожиданно погибает. Два года спустя Ясукэ отправляется в Хиросиму для постановки пьесы Чехова «Дядя Ваня». Ему предоставляют личного водителя — девушку, а значит, интересных любовных поворотов не избежать.
РЕЖИССЕРЫ: МАРИАНО КОН, ГАСТОН ДЮПРА
Под занавес фестиваля — must see для поклонников актерского дуэта Антонио Бандераса и Пенелопы Крус. «Официальный конкурс» — сатирическая история о старом миллиардере Умберто, который хочет прославиться и решает профинансировать фильм, обещающий стать хитом. Но съемочная площадка превращается в настоящее поле боя, когда на ней появляются два обласканных славой актера с совершенно разным подходом к работе и модная феминистка-режиссер.
Другие истории
Подборка Buro 24/7