Память о друге и большом режиссере. 5 причин увидеть документальный фильм об Алексее Балабанове
Кино Аркус рассказывает не только об Балабанове-режиссере. Оно прежде всего о Балабанове-человеке. И это особенно ценно, если учесть его прижизненную непубличность и немногословность в редких интервью.
В фильме почти нет «говорящих голов», типичных для документальных фильмов, — во многом из-за личной кинохроники Аркус. Личные видеозаписи подруги режиссера стали основой фильма: здесь и зарисовки в кругу семьи, и совместные поездки.
Изначально Аркус задумывала заснять процесс съемок кинопритчи Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012), ставшей для него последней, и, вооружившись камерой, отправилась на площадку. Получившаяся в итоге кинохроника вошла в итоговый монтаж этой документалки и подарила ей часть названия — «Колокольня». В «Я тоже хочу» герои, включая самого Балабанова в кадре, стремятся попасть в полуразрушенную чудодейственную колокольню, служащую порталом в лучший мир.
В этой самой кинохронике является неизвестный зрителю Балабанов — решительный и непримиримый на площадке, трогательно общающийся с детьми, сам чем-то напоминающий ребенка, рассказывая о себе и смотря свои старые фильмы. Аркус любовно воспроизводит память о друге, а по совместительству — большом режиссере.
О творческом наследии Балабанова Аркус упомянуть не забыла. Первую и самую короткую часть фильма, служащую чем-то вроде пролога, составляет киноэссе Любови — кинокритика, многие годы возглавлявшего редакцию киножурнала «Сеанс». В нем она рассказывает о творческом пути Балабанова, тонко подмечает общие места его чрезвычайно разнородного стиля и, выступая адвокатом, снимает любые обвинения в идеологических крайностях, которыми наградили его невнимательные зрители. Например, киноэссе поможет иначе взглянуть на образ Данилы Багрова.
При жизни Балабанову не раз доставалось от кинокритиков, ругающих его и за натурализм, и за неправдоподобность, и за многое другое. Поэтому удивительно видеть их почти полное единодушие в отношении фильма — удался. Энергичным и точным киноведческим портретом самого противоречивого режиссера российского кино фильм Аркус называет кинокритик Андрей Плахов из «Коммерсанта», а Тимур Алиев в своем обзоре для РБК резюмирует, что это не только дань памяти, но и «тоска по месту, где нас нет».
12.12.22, 19:01
Другие истории
Подборка Buro 24/7