12 лучших фильмов уходящего года

Закрываем отчетность и выбираем лучшие фильмы 2016-го

«Каждому свое»


Ричард Линклейтер снял что-то вроде сиквела к своим же «Отрочеству» и «Под кайфом и в смятении» — о трех днях из жизни альфа-самцов из бейсбольной команды перед началом учебного года. Это фильм, в котором почти ничего не происходит, где нет никакого конфликта, но именно поэтому он куда более приближен к жизни, чем остальные картины про бурную молодость. «Каждому свое» очень точно передает ощущение свободы, когда тебе 20 и все только начинается.

 

«Высотка»

Поедание собак, обмазанный краской Том Хиддлстон и точнейшая сатира на британскую классовую систему — по мере развития сюжета «Высотка» меняет регистр с черной комедии на утопическую драму, но все два часа заставляет восхищаться тем, как красиво и по-хорошему зло она снята. Англичане такое умеют.

 

«Коммуна»

Датский фильм про обычную семью, в целях экономии решившую жить в коммуне с другими людьми, — так не только дешевле, но и веселее. Все идет прекрасно до тех пор, пока туда не подселяется любовница мужа — и великая социалистическая места рушится в один момент. Это в первую очередь кино об одиночестве, которое, несмотря на жилищную общность, чувствует в фильме почти каждый герой. Блестящая работа Томаса Винтерберга («Охота»), когда-то верного соратника Ларса фон Триера.

 

«Неоновый демон»

Не столько фильм с каким-либо сюжетом (он там очень простой, даже слишком), а скорее видеоарт из неонового света, геометрических фигур и Эль Фэннинг, которая то обмазывается бутафорской кровью, то целует свое отражение в зеркале. Абсолютно неважно, понравился вам «Неоновый демон» или нет, важно, что вы никогда в жизни его не забудете.

 

American Honey

Англичанка Андреа Арнольд упоительно снимает картины про трудную молодость — («Грозовой перевал» и «Аквариум» с Фассбендером — это ее). Девушка-подросток без цента в кармане путешествует по американскому Среднему Западу, связывается с Шайей ЛаБафом с дурацкой косичкой и попадает в водоворот алкоголя, вечеринок и мелкой преступности. Это действительно очень молодое кино (хотя самой Арнольд — 55), гимн юности под намеренно попсовый саундтрек. Сама режиссер утверждает, что главным источником вдохновения для нее была кэрролловская «Алиса» — и да, если бы книга была написана в 2016-м, сюжет у нее был бы примерно такой. На каннских показах «Американскую малышку» вдохновенно «забукали» (хотя потом все же вручили приз жюри) — верный признак отличного кино.

 

«Любовь и дружба»

Пародия на все английские романы воспитания чувств — богатая вдова (Кейт Бекинсейл) пытается не только поудачнее выдать замуж свою дочь, но и подыскать хорошую партию себе. Инди-икона Уит Стиллман сделал ужасно смешную комедию положений, завернутую в оболочку драмы светских нравов. Фильм заставляет вспомнить (потому что в череде бесконечных сиквелов «Другого мира» все уже об этом забыли), что Бекинсейл, вообще-то, отличная актриса.

 

«Служанка»

Пак Чхан Ук после не самого удачного английского фильма «Порочные игры» вернулся на родину, где адаптировал под местные нравы роман Сары Уотерс «Тонкая работа». Оккупированная японцами Корея 1930-х, ультранасилие, потрясающей красоты лесбийские сцены и неожиданный поворот ближе к концу — «Служанка» стоит каждой потраченной на нее минуты.

 

«Она»

То ли триллер, то ли черная комедия Пола Верховена про владелицу компании по разработке компьютерных игр, которую изнасиловали в собственном доме — а ей понравилось. Кино на заведомо провокационную тему, о которой все предпочитают лучше молчать, чем на нее высказываться, Верховен снял так, что «Она» получилась чуть ли не самым смешным фильмом 2016-го, по крайней мере уж точно одним из. Изабель Юппер в главной роли великолепна, а больше мы, пожалуй, ничего не скажем — об этом фильме до просмотра лучше вообще ничего не знать.

 

«Я, Дэниел Блейк»

Душераздирающая, «слезовыжимающая» и вообще бесконечно печальная картина о маленьком человеке, которого постепенно съедает система, — у Кена Лоуча получился такой британский «Левиафан». Обычный 59-летний плотник, вынужденный оставить работу после инфаркта, пытается на нее вернуться — но пока он не заполнит все документы онлайн, не может претендовать даже на пособие по безработице. Все дело в том, что он никогда в жизни не пользовался компьютером. Не самый яркий фильм конкурса последнего Каннского кинофестиваля, но получивший там главный приз — и уже хотя бы это делает его обязательным к просмотру.

 

«Прибытие»

В жанре сайфая про инопланетян уже давно, казалось, нечего сказать — но «Прибытие» действительно заслуживает особого упоминания. Это правильно сделанное жанровое кино с отличными спецэффектами, правильным темпом, ритмом и прекрасной Эми Адамс (у нее много замечательных ролей, но эта — лучшая). Несмотря на то что «Прибытие» кажется фильмом про инопланетян, на самом деле оно про людей.

 

«Под покровом ночи»

То, что Том Форд снял один из самых красивых фильмов года, было понятно еще по трейлеру. Но то, насколько сюжетно крепким и выверенным оказался «Под покровом ночи», все равно стало сюрпризом. В нем много насилия, много слез, много разбившихся иллюзий и много животного зла — все как и в жизни. Фильм и сам Форд уже числятся среди номинантов на «Золотой глобус», так что ждем Тома, получающего «Оскар» как лучший режиссер, — он это заслужил, правда.

 

Hunt for the Wilderpeople

Новозеландский фильм про пухловатого мальчика-сироту, сбежавшего от приемных родителей в лес и вообразившего себя воином, — а его приемный отец и социальные службы тем временем устраивают за ним настоящую охоту. Снял картину Тайка Вайтити, автор «Реальных упырей» и грядущего третьего «Тора», такой новозеландский Уэс Андерсон, будь у него чуть менее тонкое чувство юмора. Это маленький, очаровательный, остроумно снятый фильм совсем из другой части света, но при этом понятный и смешной.