«Матиас и Максим» — возвращение Ксавье Долана, которого вы успели полюбить и немного подзабыть
Монреаль, Канада. Друзья едут на вечеринку в загородный дом — начало, которое подошло бы многим американским фильмам нулевых. В шумной компании у озера мы наблюдаем за Матиасом и Максимом. Они дружат с детства, но в какой-то момент их дороги разошлись: первый вполне успешно работает юристом в крупной компании, второй ухаживает за мамой. Им выпадает непростое задание — поцеловаться на камеру для студенческого фильма. Невинная сцена, а затем и ночь в одной кровати, меняет жизнь обоих героев. Матиас вдруг обнаруживает, что его помолвка — лишь проформа. Максим, загнанный в угол скандалами матери «в завязке», готовится к отъезду в Австралию: эта поездка обещает превратиться в муку без любимого человека. Даже из такого простого описания понятно, кто режиссер этой истории о непростой гомосексуальной любви. Это Ксавье Долан вновь разыгрывает знакомый сюжет.
Премьера «Матиаса и Максима» состоялась в Каннах, где канадского режиссера хорошо знают и нежно любят. Собственно, Каннский кинофестиваль и прославил Ксавье Долана: ровно 10 лет назад его первая работа, «Я убил свою маму», выиграла главный приз в категории «Двухнедельник режиссеров». Пять лет спустя его «Мамочка» берет бронзу, а еще через два года «Это всего лишь конец света» получает Гран-при фестиваля — это вторая по значимости награда. На этом история успеха в Каннах заканчивается: первый англоязычный фильм режиссера — «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» с Китом Харингтоном и Натали Портман — до Лазурного берега даже не доехал. Критики разругали его, на чем свет стоит: на сайте Rotten Tomatoes его рейтинг держится на рекордно низкой отметке в 18 процентов. Тогда писали, что блокбастеры с голливудскими суперстарс не подходят Долану по смыслу, а бюджет со многими нолями убивает камерный психологизм его картин. Но вот мы видим возвращение прежнего Долана. Рады ли мы? Скорее да, чем нет, — даже несмотря на бесконечные самоповторы.
«Матиас и Максим» — искренний и понятный фильм. Романтические переживания его героев будут знакомы людям любой сексуальной ориентации, ведь странно полагать, что только истории гетеросексуальной любви могут быть универсальными. Этот тезис еще лучше доказывает лесбийская драма «Портрет девушки в огне», основанная на древнегреческом мифе об Орфее и Эвридике и получившая на Каннском кинофестивале в этом году сразу две награды. «Матиас и Максим» — о том, как трудно любить человека, отличного от тебя примерно во всем. А еще о том, как страх чужого мнения может лишить единственно ценного в жизни — все той же любви.
Впрочем, все это так или иначе уже было в картинах Долана. Не отказывается он и от своего киноязыка. Если саспенс, то обязательно через «подглядывающую» камеру; если радость или грусть, то обязательно рапид (которого, справедливости ради, в этом фильме не так уж и много). Прилипчивых попсовых песен в новом фильме Долана тоже много не вспомнить — на ум приходит разве что нетленка Pet Shop Boys «Always On My Mind», вызывающий хит Бритни Спирс «Work Bitch» и далеко не самое известное творение Arcade Fire. Конечно, есть и сложные отношения с матерью, хотя здесь эта сюжетная линия, как никогда раньше, кажется вымученной: скандалы с драками и проклятиями не дают истории почти ничего (кроме того что объясняют желание Максима сбежать в Австралию). Спекулятивными и играющими на чувствах аудитории можно назвать еще пару эпизодов в фильме, но мы обойдемся без спойлеров.
Все эти, назовем их, недостатки компенсируются актерской игрой. Максима играет сам Ксавье Долан. Родимое пятно на его щеке — метафора, но что конкретно она означает, режиссер не проговоривает (кажется, это печать судьбы, как бы пафосно это ни звучало). Да и в диалогах актеров она появляется лишь однажды — ближе к концу фильма. Максим в исполнении Долана получился инфантильным и неприкаянным, но это не лишает его очарования. В наше время, когда 13-летние играют серьезность 30-летних, обратная тенденция оказывается близкой и понятной каждому, кто живет с ностальгией по юности. Его возлюбленного играет Габриел Д’Альмейда Фрейтас — канадский актер и комедиант, в фильмографии которого драма Ксавье Долана — всего лишь третья работа. Его роль была несколько проще: если Максим — это беспрерывный поток эмоций, то Матиас, большую часть фильма сохраняющий видимое спокойствие, срывается всего несколько раз. Мать Максима сыграла Энн Дорваль — и этому актерскому решению поклонники Долана рукоплескали: канадская актриса уже трижды играла в его фильмах («Мамочка», «Воображаемая любовь» и «Я убил свою маму»).
«Матиаса и Максима» в Каннах и по всему миру принимают без восторга — Ксавье, мол, Долан поисписался, а показать что-то новое он пока не может. В этих словах есть правда: нельзя до бесконечности прокручивать автобиографические сюжеты, построенные на сложных отношениях с матерью и невозможностью любви. Но другая правда в том, что его фильмы все равно вышибают сильные эмоции. Не сопереживать наивным, но трогательным героям сложно — так же, как и не подпевать любимой попсе самого режиссера. Его режиссерская предсказуемость — это его стиль. Вопрос лишь в том, нравится вам он или нет.
Смотрите «Маттиас и Максим»
в прокате с 14 ноября