Лучшие фильмы главного кинофестиваля страны
10 июня в Сочи завершился главный кинофестиваль российского кино «Кинотавр». Buro 24/7 рассказывает о главных фильмах фестиваля, которые непременно хотелось бы увидеть в кинопрокате (а прокатная судьба некоторых из них все еще не определена).
режиссера Алексея Федорченко
Алексей Федорченко дебютировал в кино в 2005 году фильмом-фантасмагорией «Первые на Луне» — псевдодокументалкой о советских космонавтах, которых готовят к полету на Луну (попавшим в наш рейтинг «25 главных постсоветских фильмов»). Этот фильм стал лучшим дебютом тогдашнего «Кинотавра» и по иронии лучшим документальным фильмом Венецианского кинофестиваля. Федорченко можно назвать самым оригинальным русским режиссером настоящего момента, потому что ему удалось сохранить склонность к экспериментам со времен «Первых на Луне». «Война Анны» — тоже эксперимент, в первую очередь над собой и съемочной командой, выразившийся в намеренном ограничении себя в пространстве и возможности к действию.
По сюжету шестилетняя Анна оказывается единственной выжившей после массового расстрела, проведенного нацистами, захватившими ее деревню. Девочку находят и сдают в комендатуру немцам, но у нее получается скрыться в большом неиспользуемом камине, где теперь ей предстоит выживать и ждать освобождения населенного пункта от захватчиков. Она выходит только ночью, пьет воду, оставшуюся после уроков рисования прямо с растворенными в ней красками, вытаскивает сыр из мышеловки, ворует фрукты, принесенные кем-то в корзине, топит снег, чтобы умыться.
«Война Анны» — лучший фильм «Кинотавра», но он остался всего лишь с дипломом за главную (и практически единственную) женскую роль, исполненную Мартой Козловой. Скорее всего, так вышло, потому что фильм на слуху уже с конца января этого года — он был представлен на кинофестивале в Роттердаме и получил множество положительных рецензий от русской критики. Из-за этого жюри могло рассудить, что другим хорошим фильмам конкурса поддержка фестиваля будет важнее. Точного ответа на этот вопрос нет, но нежелание дать этому фильму какую-либо значительную награду у многих вызвало недоумение, потому «Война Анны» — пример того, какого высокого уровня может достичь российское кино. Это фильм о войне, холокосте и силе маленькой девочки, при этом первая тут вообще не показана, второй — только в самом начале намеком, а третья — совершенно не выглядит как инструмент для вытягивания из зрителя потока сочувственных слез. Вдобавок это кино филигранное: с небанальным сюжетом, продуманное до мельчайших деталей, с изобретательной операторской работой Алишера Хамидходжаева, которая подчеркивает и усилия художника-постановщика Алексея Максимова.
Создатели фильма, не получив призов «Кинотавра», заявили о том, что не хотят выпускать «Войну Анны» в прокат, но это, пожалуй, напрасный эгоизм: такое кино непременно должно быть представлено в России на большом экране. В конце концов, ничто не мешает заявить картину на «Оскар» — есть ощущение, что там она может расчитывать на большее понимание, чем прошлогодний «Рай» Кончаловского.
режиссера Григория Константинопольского
У Григория Константинопольского, пожалуй, получился самый яркий фильм нынешнего «Кинотавра». Большинство российских режиссеров не отличаются страстью к экспериментам, и в этом смысле «Русский бес» может претендовать на звание самого эпатажного релиза 2018 года. Вторым названием в титрах сам режиссер поставил «Russian Psycho», как бы ссылаясь на «Американского психопата» Мэри Харрон, но при этом Константинопольский не пытается нота в ноту переиграть классический триллер с Кристианом Бейлом с матрешками и хохломой, а снимает собственную историю о том, что мы застряли в 90-х, как герой Билла Мюррея в «Дне сурка» застрял в одних сутках. Режиссер самоиронично включает себя в тех, кто пришел из 1990-х и теперь пытается как-то жить в 2010-х, потому он и сам играет здесь одну из ролей.
Главный герой «Русского беса» художник Святослав планирует жениться на дочери банкира Асе. Ася привыкла жить в достатке, поэтому Святослав решает открыть собственный ресторан и заделаться бизнесменом, но тут же, стоило начаться стройке, к нему потянулась вереница проверяющих-коррупционеров из самых разных инстанций. К этому времени главный герой уже мыслит скрепами и величием России и решает радикально бороться с разъедающей страну коррупцией, убивая корыстных чиновников. Подкрепляя свою веру в величие Родины, он размещает на стене своего ресторана граффити со Сталиным и приглашает батюшку осветить его помещение. Одновременно с этим он пытается поладить с семьей Аси, которая постепенно открывается главному герою и зрителям с совершенно новой стороны. В конце концов, становится совершенно неясно, насколько происходящее на экране реально, а не является фантазиями Святослава.
Григорий Константинопольский и правда начинал в 90-х: с 1992 года он снимает рекламные ролики и музыкальные клипы — в его портфолио их несколько сотен. Определенно, этот опыт повлиял на визуальную эстетику «Русского беса». Что же до содержания, то это смесь критики современного общества и самобичевания в яркой упаковке. Все это напоминает Ларса фон Триера, экранизирующего собственную депрессию и фрустрацию, и Тарантино с его специфическим юмором и любовью ярко и гиперболизированно изображать насилие. Кажется, это самый энергичный, хаотичный и разнузданный фильм года. На «Кинотавре» он получил награду за лучшую режиссуру, что, как известно, по сути, приравнивается ко второму месту, но, как и у «Войны Анны», у «Русского беса» все еще нет даты проката.
режиссера Наталии Мещаниновой
Этот фильм стал главным на «Кинотавре» и получил целых две награды — Гран-при и лучшую мужскую роль (Степан Девонин). Новая работа режиссера ленты «Комбинат „Надежда“» и соавтора сценариев «Аритмии» и «Войны Анны» Наталии Мещаниновой — история о тотальном ощущении одиночества, неприкаянности, внутреннем напряжении и недостатке любви. Один из создателей нового фильма — бессменный продюсер Алексея Балабанова Сергей Сельянов.
Фильм рассказывает о ветеринаре Егоре, работающем на тренировочной станции для охотничьих собак, где он ухаживает за алабаями, лисами, оленями, козами и другим зверьем. Егор живет в маленьком домике на территории и иногда ходит на ужин в хозяйский дом. Мужчина давно порвал со своей семьей, и даже смерть матери не меняет его желания никогда больше не возвращаться к прошлому и ни с кем не мириться. Рядом со станцией разбивают лагерь навязчивые зоозащитники, отправляющие дрона снимать, что там происходит. Егор держит все эмоции в себе, но напряжение в отношениях с начальником, неумение и нежелание ладить другими людьми и прилипчивые «зеленые» раскаляют добела его внутренний мир.
Двухчасовая картина о метаниях ветеринара, кажется, отражает состояние очень многих людей в России. Главному герою Егору совершенно некуда деться, он застрял на станции, ему некуда оттуда бежать, у него нет ничего своего, ему кажется, что никто его не любит, кроме животных, за которыми он ухаживает, и он чувствует себя неприкаянным. Окружающие не способны выразить ему какую-либо любовь или признательность, поэтому Егор чувствует себя хорошо, только проводя время с собаками. Сначала фильм Мещаниновой кажется еще одной вариацией «Нелюбви» Звягинцева, но заканчивается хеппи-эндом и надеждой на лучшее.
Вроде бы очень русский, одновременно похожий на кучу других фильмов и ни на какой другой в отдельности, фильм «Сердце мира» радует неизбитыми сюжетными ходами, умением раскрыть персонажей, юмором, удачными второстепенными линиями и смыслами, отличной операторской работой Евгения Цветкова и какой-то щемящей, но не жалостливой человечностью. Картина выйдет в прокат 27 сентября 2018 года.
режиссера Авдотьи Смирновой
«Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой (получившей награду фестиваля за лучший сценарий) сразу после премьеры стали называть фильмом, очень подходящим текущей повестке, и связывать с голодовкой режиссера Олега Сенцова, хотя это звучит довольно натянуто — съемки прошли до этих событий. Тем не менее картина и правда очень актуальна для России. Она не только о милосердии, и она не о Льве Толстом, как бы ни педалировали эту тему. «История одного назначения» — фильм о том, как, испытывая страх и пиетет перед прошлым и перед властью, человек легко может отказаться от своих высоких идеалов и либеральных реформ, лишь бы сохранить за собой удобное местечко и даже улучшить свои перспективы.
Главный герой — юный, прогрессивный и уверенный в себе поручик Григорий Колокольцев. В поезде он знакомится с Львом Толстым и позже регулярно общается с писателем и его семьей. Молодой человек отправляется на службу в Тульскую область, где пытается внедрить просветительские новшества и знакомится с писарем Шабуниным — жертвой дедовщины. Однажды писарь не выдерживает и дает пощечину ротному командиру, за что отправляется под трибунал. Говоря в критериях человечности, писаря должны отправдать, а его обидчиков — отправить под трибунал. О благополучии писаря хлопочет Колокольцев, вызывая графа Толстого на суд адвокатом Шабунина. Решение о приговоре должны принять три человека, включая самого Колокольцева, и кто в конце окажется по-настоящему человечным — одна из интриг фильма.
Льва Толстого часто называют главным отечественным моральным авторитетом, хотя народ вот вроде бы за блогеров, если верить голосованию издания Colta. Семейная жизнь еще только начавшего приближаться к просветленности графа Толстого в фильме оттеняет солдафонские будни полка, куда прибыл Колокольцев. Намеренно это сделано или с какой-то другой целью — не очень понятно, но это выглядит логичным объяснением того, зачем в фильме там много личной жизни Льва Николаевича, включая семейные дрязги.
«История одного назначения» — фильм, наполненный нужными сегодняшней России идеями. Возможно, его даже стоило бы выпускать в виде сериала: во-первых, так его посмотрела бы более широкая аудитория; во-вторых, как полнометражная лента он выглядит слегка затянутой и нуждающейся в подрезке лишних сцен; в-третьих, визуально он смотрится вполне как хороший сериал — к такому уровню стоило бы стремиться всей нашей сериальной индустрии. Еще два достоинства «Истории одного назначения» — обаятельный юмор и доходчивость. Идеи тут поданы очень понятным киношным языком, без иносказаний и витиеватых метафор, а порой реальность фильма приближена к современности так, словно у картины не было ни одного исторического консультанта, хотя эту современность можно было поднажать и посильнее — это выглядело бы как яркий авторский ход. «История одного назначения» выйдет в российский прокат 6 сентября 2018 года.
режиссера Александра Горчилина
В этом году после перерыва в несколько лет «Кинотавр» вернул конкурс дебютов и выбрал двух победителей в этой категории. Один из них — картина «Кислота» Александра Горчилина, актера «Гоголь-центра», кроме того игравшего в фильмах «Ученик», «Лето» и «Зоология». «Кислота» изначально была самым ожидаемым дебютом «Кинотавра» и стала самым убедительным номером программы новичков.
Фильм рассказывает о двух приятелях — Саше и Пете. У друзей очень разный бэкграунд — Саша привык жить в достатке в квартире на Тверской, а Петя — паренек из спальника, поссорившийся с семьей и живущий у Саши. Вместе они ходят на рейвы, принимают наркотики и знакомятся с новыми людьми. То, что объединяет парней, — это чувство внутренней пустоты и безотцовщина (одного отец бросил, у другого — пропал без вести). Однажды они попадают домой к художнику, плавящему советские скульптуры в кислоте, и где-то на отходняках после оргии Петя выпивает кислоту, после чего отправляется в больницу. Это событие меняет жизнь главных героев, заставляя каждого искать себя и найти, но по-своему.
У 26-летнего Александра Горчилина получился фильм для его же поколения, и других таких работ на «Кинотавре», пожалуй, не было. «Кислота» — отличная по ритму, монтажу и операторской работе картина. Насколько этот фильм оказался для режиссера саморефлексией — трудно судить. Например, Горчилин отнекивается от того, что собственный опыт взросления без отца стал частью «Кислоты», но все-таки похоже, что картина основана на самоанализе и какой-то внутренней фрустрации. Во всяком случае, не хотелось бы воспринимать пафосные морализаторские ноты, появляющиеся в конце, как попытку выдать все поколение 20-летних за пустое, пусть уж каждый отвечает за себя и судит по личному опыту. Кислота здесь — как раз символ этого разъедающего чувства бесцельности и бесполезности своего существования.
«Кислоту» также стоит отметить за чувство меры во всем, что делает фильм собранным и цельным. У тандема сценариста Валерия Печейкина и режиссера Горчилина получились очень естественные персонажи и живые диалоги, в которых нашлось место и юмору. Фильм легко находит отклик у зрителя, затрагивая по чуть-чуть все самые актуальные детали современной жизни — кризис мужественности, который обосновывают сугубо женским воспитанием, секс, нервное напряжение жизни в больших городах, современное искусство. Крепкий дебют Александра Горчилина выйдет в прокат 4 октября 2018 года.
режиссера Владимира Битокова
Это второй дебют, получивший приз на «Кинотавре» вместе с Горчилиным. Владимир Битоков — уроженец Нальчика, ученик той же «Мастерской режиссеров кино и телевидения» Александра Сокурова в Кабардино-балкарском государственном университете, где учился Кантемир Балагов — главное открытие российского кино прошлого года. Неудивительно, что имя Балагова стоит в титрах «Глубоких рек», — выпускники кабардинской мастерской Сокурова отличаются взаимовыручкой.
«Глубокие реки» — медленное, созерцательное кино о кабардинской семье, зарабатывающей заготовками леса. Два брата-здоровяка, жена одного из них и их престарелый отец живут вместе в домике на отшибе. Они вкладывают все силы в труд и не ладят с жителями соседнего поселка, тоже желающими заработать денег — деревенские когда-то сами выгнали эту семью, а теперь страдают от отсутствия какой-либо работы. Однажды в дом возвращается младший сын, совсем не похожий на своих братьев, по их меркам — слабак. Младший брат должен помогать старшим, а отец семейства больше не может работать из-за травмы — на него упало дерево. Одновременно в поселке достигают своего пика настроения против лесорубов.
Фильм Битокова аутентичен до мелочей и потому убедителен — почти полностью снят на кабардинском языке (идет с субтитрами), герои очень естественны, феноменально красивая природа, сюжет, который, живя в Москве, не придумаешь. Даже странно, что такая красивая картина в общем-то рассказывает о жестокости конфликтов на Кавказе: сильные мужчины погибают в распрях, слабые убегают от них подальше, а женщины и старики оказываются брошенными на произвол судьбы. Есть в этой работе отголоски сокуровского стиля — и в визуальности, и в неспешном, медитативном темпе повествования, когда кажется, что подолгу ничего особенного не происходит, но при этом попытки подражания не чувствуется вовсе. Выйдет ли фильм в прокат — пока загадка.