Итоги «Кинотавра-2018». Шесть главных фильмов фестиваля

Лучшие фильмы главного кинофестиваля страны

10 июня в Сочи завершился главный кинофестиваль российского кино «Кинотавр». Buro 24/7 рассказывает о главных фильмах фестиваля, которые непременно хотелось бы увидеть в кинопрокате (а прокатная судьба некоторых из них все еще не определена).

 

 

«Война Анны»

режиссера Алексея Федорченко

 

Алексей Федорченко дебютировал в кино в 2005 году фильмом-фантасмагорией «Первые на Луне» — псевдодокументалкой о советских космонавтах, которых готовят к полету на Луну (попавшим в наш рейтинг «25 главных постсоветских фильмов»). Этот фильм стал лучшим дебютом тогдашнего «Кинотавра» и по иронии лучшим документальным фильмом Венецианского кинофестиваля. Федорченко можно назвать самым оригинальным русским режиссером настоящего момента, потому что ему удалось сохранить склонность к экспериментам со времен «Первых на Луне». «Война Анны» — тоже эксперимент, в первую очередь над собой и съемочной командой, выразившийся в намеренном ограничении себя в пространстве и возможности к действию.

По сюжету шестилетняя Анна оказывается единственной выжившей после массового расстрела, проведенного нацистами, захватившими ее деревню. Девочку находят и сдают в комендатуру немцам, но у нее получается скрыться в большом неиспользуемом камине, где теперь ей предстоит выживать и ждать освобождения населенного пункта от захватчиков. Она выходит только ночью, пьет воду, оставшуюся после уроков рисования прямо с растворенными в ней красками, вытаскивает сыр из мышеловки, ворует фрукты, принесенные кем-то в корзине, топит снег, чтобы умыться.

«Война Анны» — лучший фильм «Кинотавра», но он остался всего лишь с дипломом за главную (и практически единственную) женскую роль, исполненную Мартой Козловой. Скорее всего, так вышло, потому что фильм на слуху уже с конца января этого года — он был представлен на кинофестивале в Роттердаме и получил множество положительных рецензий от русской критики. Из-за этого жюри могло рассудить, что другим хорошим фильмам конкурса поддержка фестиваля будет важнее. Точного ответа на этот вопрос нет, но нежелание дать этому фильму какую-либо значительную награду у многих вызвало недоумение, потому «Война Анны» — пример того, какого высокого уровня может достичь российское кино. Это фильм о войне, холокосте и силе маленькой девочки, при этом первая тут вообще не показана, второй — только в самом начале намеком, а третья — совершенно не выглядит как инструмент для вытягивания из зрителя потока сочувственных слез. Вдобавок это кино филигранное: с небанальным сюжетом, продуманное до мельчайших деталей, с изобретательной операторской работой Алишера Хамидходжаева, которая подчеркивает и усилия художника-постановщика Алексея Максимова.

Создатели фильма, не получив призов «Кинотавра», заявили о том, что не хотят выпускать «Войну Анны» в прокат, но это, пожалуй, напрасный эгоизм: такое кино непременно должно быть представлено в России на большом экране. В конце концов, ничто не мешает заявить картину на «Оскар» — есть ощущение, что там она может расчитывать на большее понимание, чем прошлогодний «Рай» Кончаловского.

 

«Русский бес»

режиссера Григория Константинопольского

 

У Григория Константинопольского, пожалуй, получился самый яркий фильм нынешнего «Кинотавра». Большинство российских режиссеров не отличаются страстью к экспериментам, и в этом смысле «Русский бес» может претендовать на звание самого эпатажного релиза 2018 года. Вторым названием в титрах сам режиссер поставил «Russian Psycho», как бы ссылаясь на «Американского психопата» Мэри Харрон, но при этом Константинопольский не пытается нота в ноту переиграть классический триллер с Кристианом Бейлом с матрешками и хохломой, а снимает собственную историю о том, что мы застряли в 90-х, как герой Билла Мюррея в «Дне сурка» застрял в одних сутках. Режиссер самоиронично включает себя в тех, кто пришел из 1990-х и теперь пытается как-то жить в 2010-х, потому он и сам играет здесь одну из ролей.

Главный герой «Русского беса» художник Святослав планирует жениться на дочери банкира Асе. Ася привыкла жить в достатке, поэтому Святослав решает открыть собственный ресторан и заделаться бизнесменом, но тут же, стоило начаться стройке, к нему потянулась вереница проверяющих-коррупционеров из самых разных инстанций. К этому времени главный герой уже мыслит скрепами и величием России и решает радикально бороться с разъедающей страну коррупцией, убивая корыстных чиновников. Подкрепляя свою веру в величие Родины, он размещает на стене своего ресторана граффити со Сталиным и приглашает батюшку осветить его помещение. Одновременно с этим он пытается поладить с семьей Аси, которая постепенно открывается главному герою и зрителям с совершенно новой стороны. В конце концов, становится совершенно неясно, насколько происходящее на экране реально, а не является фантазиями Святослава.

Григорий Константинопольский и правда начинал в 90-х: с 1992 года он снимает рекламные ролики и музыкальные клипы — в его портфолио их несколько сотен. Определенно, этот опыт повлиял на визуальную эстетику «Русского беса». Что же до содержания, то это смесь критики современного общества и самобичевания в яркой упаковке. Все это напоминает Ларса фон Триера, экранизирующего собственную депрессию и фрустрацию, и Тарантино с его специфическим юмором и любовью ярко и гиперболизированно изображать насилие. Кажется, это самый энергичный, хаотичный и разнузданный фильм года. На «Кинотавре» он получил награду за лучшую режиссуру, что, как известно, по сути, приравнивается ко второму месту, но, как и у «Войны Анны», у «Русского беса» все еще нет даты проката.

 

«Сердце мира»

режиссера Наталии Мещаниновой

 

Этот фильм стал главным на «Кинотавре» и получил целых две награды — Гран-при и лучшую мужскую роль (Степан Девонин). Новая работа режиссера ленты «Комбинат „Надежда“» и соавтора сценариев «Аритмии» и «Войны Анны» Наталии Мещаниновой — история о тотальном ощущении одиночества, неприкаянности, внутреннем напряжении и недостатке любви. Один из создателей нового фильма — бессменный продюсер Алексея Балабанова Сергей Сельянов.

Фильм рассказывает о ветеринаре Егоре, работающем на тренировочной станции для охотничьих собак, где он ухаживает за алабаями, лисами, оленями, козами и другим зверьем. Егор живет в маленьком домике на территории и иногда ходит на ужин в хозяйский дом. Мужчина давно порвал со своей семьей, и даже смерть матери не меняет его желания никогда больше не возвращаться к прошлому и ни с кем не мириться. Рядом со станцией разбивают лагерь навязчивые зоозащитники, отправляющие дрона снимать, что там происходит. Егор держит все эмоции в себе, но напряжение в отношениях с начальником, неумение и нежелание ладить другими людьми и прилипчивые «зеленые» раскаляют добела его внутренний мир.

Двухчасовая картина о метаниях ветеринара, кажется, отражает состояние очень многих людей в России. Главному герою Егору совершенно некуда деться, он застрял на станции, ему некуда оттуда бежать, у него нет ничего своего, ему кажется, что никто его не любит, кроме животных, за которыми он ухаживает, и он чувствует себя неприкаянным. Окружающие не способны выразить ему какую-либо любовь или признательность, поэтому Егор чувствует себя хорошо, только проводя время с собаками. Сначала фильм Мещаниновой кажется еще одной вариацией «Нелюбви» Звягинцева, но заканчивается хеппи-эндом и надеждой на лучшее.

Вроде бы очень русский, одновременно похожий на кучу других фильмов и ни на какой другой в отдельности, фильм «Сердце мира» радует неизбитыми сюжетными ходами, умением раскрыть персонажей, юмором, удачными второстепенными линиями и смыслами, отличной операторской работой Евгения Цветкова и какой-то щемящей, но не жалостливой человечностью. Картина выйдет в прокат 27 сентября 2018 года.

 

«История одного назначения»

режиссера Авдотьи Смирновой

 

«Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой (получившей награду фестиваля за лучший сценарий) сразу после премьеры стали называть фильмом, очень подходящим текущей повестке, и связывать с голодовкой режиссера Олега Сенцова, хотя это звучит довольно натянуто — съемки прошли до этих событий. Тем не менее картина и правда очень актуальна для России. Она не только о милосердии, и она не о Льве Толстом, как бы ни педалировали эту тему. «История одного назначения» — фильм о том, как, испытывая страх и пиетет перед прошлым и перед властью, человек легко может отказаться от своих высоких идеалов и либеральных реформ, лишь бы сохранить за собой удобное местечко и даже улучшить свои перспективы.

Главный герой — юный, прогрессивный и уверенный в себе поручик Григорий Колокольцев. В поезде он знакомится с Львом Толстым и позже регулярно общается с писателем и его семьей. Молодой человек отправляется на службу в Тульскую область, где пытается внедрить просветительские новшества и знакомится с писарем Шабуниным — жертвой дедовщины. Однажды писарь не выдерживает и дает пощечину ротному командиру, за что отправляется под трибунал. Говоря в критериях человечности, писаря должны отправдать, а его обидчиков — отправить под трибунал. О благополучии писаря хлопочет Колокольцев, вызывая графа Толстого на суд адвокатом Шабунина. Решение о приговоре должны принять три человека, включая самого Колокольцева, и кто в конце окажется по-настоящему человечным — одна из интриг фильма.

Льва Толстого часто называют главным отечественным моральным авторитетом, хотя народ вот вроде бы за блогеров, если верить голосованию издания Colta. Семейная жизнь еще только начавшего приближаться к просветленности графа Толстого в фильме оттеняет солдафонские будни полка, куда прибыл Колокольцев. Намеренно это сделано или с какой-то другой целью — не очень понятно, но это выглядит логичным объяснением того, зачем в фильме там много личной жизни Льва Николаевича, включая семейные дрязги.

«История одного назначения» — фильм, наполненный нужными сегодняшней России идеями. Возможно, его даже стоило бы выпускать в виде сериала: во-первых, так его посмотрела бы более широкая аудитория; во-вторых, как полнометражная лента он выглядит слегка затянутой и нуждающейся в подрезке лишних сцен; в-третьих, визуально он смотрится вполне как хороший сериал — к такому уровню стоило бы стремиться всей нашей сериальной индустрии. Еще два достоинства «Истории одного назначения» — обаятельный юмор и доходчивость. Идеи тут поданы очень понятным киношным языком, без иносказаний и витиеватых метафор, а порой реальность фильма приближена к современности так, словно у картины не было ни одного исторического консультанта, хотя эту современность можно было поднажать и посильнее — это выглядело бы как яркий авторский ход. «История одного назначения» выйдет в российский прокат 6 сентября 2018 года.

 

«Кислота»

режиссера Александра Горчилина

 

В этом году после перерыва в несколько лет «Кинотавр» вернул конкурс дебютов и выбрал двух победителей в этой категории. Один из них — картина «Кислота» Александра Горчилина, актера «Гоголь-центра», кроме того игравшего в фильмах «Ученик», «Лето» и «Зоология». «Кислота» изначально была самым ожидаемым дебютом «Кинотавра» и стала самым убедительным номером программы новичков.

Фильм рассказывает о двух приятелях — Саше и Пете. У друзей очень разный бэкграунд — Саша привык жить в достатке в квартире на Тверской, а Петя — паренек из спальника, поссорившийся с семьей и живущий у Саши. Вместе они ходят на рейвы, принимают наркотики и знакомятся с новыми людьми. То, что объединяет парней, — это чувство внутренней пустоты и безотцовщина (одного отец бросил, у другого — пропал без вести). Однажды они попадают домой к художнику, плавящему советские скульптуры в кислоте, и где-то на отходняках после оргии Петя выпивает кислоту, после чего отправляется в больницу. Это событие меняет жизнь главных героев, заставляя каждого искать себя и найти, но по-своему.

У 26-летнего Александра Горчилина получился фильм для его же поколения, и других таких работ на «Кинотавре», пожалуй, не было. «Кислота» — отличная по ритму, монтажу и операторской работе картина. Насколько этот фильм оказался для режиссера саморефлексией — трудно судить. Например, Горчилин отнекивается от того, что собственный опыт взросления без отца стал частью «Кислоты», но все-таки похоже, что картина основана на самоанализе и какой-то внутренней фрустрации. Во всяком случае, не хотелось бы воспринимать пафосные морализаторские ноты, появляющиеся в конце, как попытку выдать все поколение 20-летних за пустое, пусть уж каждый отвечает за себя и судит по личному опыту. Кислота здесь — как раз символ этого разъедающего чувства бесцельности и бесполезности своего существования.

«Кислоту» также стоит отметить за чувство меры во всем, что делает фильм собранным и цельным. У тандема сценариста Валерия Печейкина и режиссера Горчилина получились очень естественные персонажи и живые диалоги, в которых нашлось место и юмору. Фильм легко находит отклик у зрителя, затрагивая по чуть-чуть все самые актуальные детали современной жизни — кризис мужественности, который обосновывают сугубо женским воспитанием, секс, нервное напряжение жизни в больших городах, современное искусство. Крепкий дебют Александра Горчилина выйдет в прокат 4 октября 2018 года.

 

«Глубокие реки»

режиссера Владимира Битокова

 

Это второй дебют, получивший приз на «Кинотавре» вместе с Горчилиным. Владимир Битоков — уроженец Нальчика, ученик той же «Мастерской режиссеров кино и телевидения» Александра Сокурова в Кабардино-балкарском государственном университете, где учился Кантемир Балагов — главное открытие российского кино прошлого года. Неудивительно, что имя Балагова стоит в титрах «Глубоких рек», — выпускники кабардинской мастерской Сокурова отличаются взаимовыручкой.

«Глубокие реки» — медленное, созерцательное кино о кабардинской семье, зарабатывающей заготовками леса. Два брата-здоровяка, жена одного из них и их престарелый отец живут вместе в домике на отшибе. Они вкладывают все силы в труд и не ладят с жителями соседнего поселка, тоже желающими заработать денег — деревенские когда-то сами выгнали эту семью, а теперь страдают от отсутствия какой-либо работы. Однажды в дом возвращается младший сын, совсем не похожий на своих братьев, по их меркам — слабак. Младший брат должен помогать старшим, а отец семейства больше не может работать из-за травмы — на него упало дерево. Одновременно в поселке достигают своего пика настроения против лесорубов.

Фильм Битокова аутентичен до мелочей и потому убедителен — почти полностью снят на кабардинском языке (идет с субтитрами), герои очень естественны, феноменально красивая природа, сюжет, который, живя в Москве, не придумаешь. Даже странно, что такая красивая картина в общем-то рассказывает о жестокости конфликтов на Кавказе: сильные мужчины погибают в распрях, слабые убегают от них подальше, а женщины и старики оказываются брошенными на произвол судьбы. Есть в этой работе отголоски сокуровского стиля — и в визуальности, и в неспешном, медитативном темпе повествования, когда кажется, что подолгу ничего особенного не происходит, но при этом попытки подражания не чувствуется вовсе. Выйдет ли фильм в прокат — пока загадка.