Fine del film: подводим итоги 77-го Венецианского кинофестиваля, который показал, что кино продолжается
Первый фестиваль класса А, состоявшийся в пандемию, завершился — и уже всем очевидно, что проведение его не было ошибкой. Нормы безопасности соблюдались с невиданной ни для венецианцев, ни для итальянцев строгостью. И предварительный заказ билетов онлайн, и рассадка через одного стали удобством и привычкой, которую хочется взять в будущее.
Маски-намордники, в которых приходилось смотреть фильмы, раздражали больше всего, но все терпели. Забавно, что, натянутые на нос, они делали всех одинаковыми: даже телевизионным операторам непросто было отличить Кейт Бланшетт от другой сидящей за ней блондинки.
Первую награду, за лучший фильм в программе «Дни авторов» (Giornate degli Autori), объявили еще утром позавчерашнего дня: им совершенно неожиданно для многих стал фильм «Китобой» дебютанта Филиппа Юрьева, спродюсированный студией «Рок» Алексея Учителя. Так решило жюри под руководством франко-изральского режиссера Надава Лапида. Это история о том, как мальчик из рыбацкой деревни с Севера влюбляется онлайн — в девушку, живущую в Америке. Выбор фильма был мотивирован несколькими факторами — актуальностью (а кто сейчас не влюбляется онлайн?), сочетанием драмы с комедией, а также наличием непрофессиональных актеров. Режиссер и прокатчик фильма получили по 10 тысяч евро.
Ведущая церемонии закрытия, итальянская актриса Анна Фольетта начала награждения с программы Venice VR Expanded. Жюри во главе с Селин Трикар (она побеждала здесь в прошлом году), отсмотрев 31 проект, наградило троих: Фан Фана из Китая — за лучшую историю, американку Кииру Бензинг — за «Best VR immersive user experience», а также израильтян Мишель и Ури Крано, дав им Гран-при жюри.
Самым трогательным моментом программы было награждение «Львом будущего», за дебют: им стал фильм «Слушай», история португальских эмигрантов в Лондоне, воспитывающих глухую дочь. Бывшая актриса и выпускница Лондонской киношколы Ана Роша де Суза из Португалии разрыдалась на сцене и долго не могла ничего сказать. Скоро ее вызвали на сцену снова, за второй наградой, призом Луиджи де Лаурентиса, — на двоих с продюсером, им дали сто тысяч долларов.
Следить за параллельными программами, а не только за конкурсом — самая важная и сложная кинокритическая задача, которая под силу только самым стойким. «Горизонты» — вторая по значимости после конкурсной; показанные в ней фильмы часто бывают качественнее. Глава жюри «Горизонтов», французский режиссер Клэр Дени, вышла на сцену в золотом костюме. Лучшей короткометражкой — у них был отдельный отдельный конкурс — стал фильм колумбийской режиссерки Марианны Саффрон; специального упоминания также удостоился «Shift» Лауры Каррейры.
Приз за сценарий получил Пьетро Кастеллитто («Хищники»), лучшим режиссером стал Лав Диас с фильмом «Шимпанзе», а лучшим фильмом — «Пустошь» иранца Ахмада Бахрами. Ни один из режиссеров на церемонию не приехал, все включились и поблагодарили за приз в «Скайпе».
Для объявления победителей конкурса Фольетта вызвала на сцену Кейт Бланшетт: президент жюри вышла, явив невероятной красоты платье в красно-зеленых венецианских тонах. И представила коллег — американца Мэтта Диллона, француженку Людивин Санье, британского режиссера Джоанну Хогг («Сувенир»), австрийскую сценаристку Веронику Франц (соавтор Ульриха Зайдля), писателя Николу Ладжиола и немецкого режиссера Кристиана Петцольда.
Решения жюри часто вызывают непонимание и злость, как это много раз было в Венеции — например, в случае с «Пьетой» корейца Ким Ки Дука. На этот раз жюри полностью оправдало ожидания и критики, и публики. «Золотого льва» примеряли и на Андрона Кончаловского за «Дорогих товарищей», и на мексиканского режиссера Мишеля Франко за «Новый порядок», и на Корнела Мундруцо за «Фрагменты женщины». Призы в итоге получили все эти фильмы, распределившись следующим образом: спецприз жюри Кончаловскому, Гран-при жюри Мишелю Франко, кубок Вольпи (награда лучшей актрисе) — Ванессе Кирби, сыгравшей Марту во «Фрагментах женщины». Из других призов — индийцу Чайтанье Тамхане дали за лучший сценарий (фильм «Ученик»), кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил актер Пьерфранческо Фавино (фильм «Наш отец»), приз Марчелло Мастроянни — иранец Маджид Маджиди за «Детей солнца».
Два главных приза — «Серебряный лев» за режиссуру и «Золотой лев» достались японцу Киёси Куросаве за «Жену шпиона» и американке Хлои Чжао за «Землю кочевников».
Про «Жену шпиона» я писала в прошлом обзоре — это безупречно выстроенный жанровый фильм, на наших глазах превращающийся в драму. Однофамилец культового Акиры, Куросава — андеграундный культ и кумир киноманов. Жюри можно только благодарить за такой выбор.
«Золотой лев» американской китаянки Хлои Чжао — решение в некотором смысле компромиссное: это низкобюджетный скромный фильм о «маленьких людях», не претендующий на масштаб. При этом не было критика, которого бы он не тронул. И кто не восхитился бы игрой Фрэнсис Макдорманд, также выступившей продюсером этой истории.
Ее героиня по имени Ферн всю жизнь проработала в шахтерском городке Импайр в штате Невада. Когда компания упраздняет подразделение, выясняется, что идти Ферн особенно некуда, муж умер, а никакой пенсии ей не назначено. Тогда грузовичок — единственное движимое имущество — становится ее домом, а люди, которых она встречает в пути, — родными и друзьями. Фрэнсис Макдорманд и Хлои Чжао тоже вышли в онлайн-эфир, не решившись приезжать на фестиваль в смутные времена ни в грузовичке, ни в гондоле.
Основная миссия фестиваля — взбодрить, поднять настроение, пробудить к жизни и показать, что кино продолжается, несмотря на обстоятельства, — оказалась выполненной. 77-й Венецианский кинофестиваль уже вошел в историю как чудо, случившееся вопреки; Альберто Барбера и Роберто Чикутто, взявшие на себя всю ответственность и все риски, могут праздновать победу.
Другие истории
Подборка Buro 24/7