5 фильмов Жан-Люка Годара, которые можно посмотреть прямо сейчас
И один фильм о нем
В возрасте 91 года умер Жан-Люк Годар — основоположник и легенда французской «новой волны», перевернувший представление о кинематографе. За свою долгую жизнь невероятно плодовитый режиссер снял огромное количество фильмов (последний, «Книга образов», был показан в 2018-м в Каннах и удостоился специального приза жюри). И пусть к нему можно по-разному относиться как к личности, его вклад в кино неоспорим. Выбрали пять картин, с которых стоит начать знакомство с наследием Годара, и одну, посвященную его биографии.
Полнометражный дебют Жан-Люка Годара, принесший ему «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за режиссуру. Сценарий он писал в соавторстве с другим классиком 60-х, Франсуа Трюффо. «На последнем дыхании» рассказывает историю обаятельного, но не слишком удачливого преступника Мишеля Пуакара, который угоняет машину, убивает полицейского и вынужден скрываться, — эту роль исполнил Жан-Поль Бельмондо. Прятаться Мишелю помогает подруга — американка Патриция (кадры с Джин Сиберг, продающей газеты New York Herald Tribune на Елисейских Полях, пожалуй, знает каждый). Одна из самых цитируемых фраз фильма «Стать бессмертным, а потом умереть» удивительно точно отражает то, что случилось с Годаром, ведь он ушел, получив бессмертие благодаря своему кино.
В центре сюжета — молодая пара, Поль (одно из главных лиц «новой волны» — Жан-Пьер Лео) и Мадлен (Шанталь Гойя). Он только что отслужил в армии, увлекается поэзией и левыми идеями. Она начинающая поп-певица, работает в журнале мод и мечтает жить как герои рекламы. На этом противопоставлении двух существующих рядом и вместе миров, мужского и женского, и строится фильм. Одна из финальных текстовых врезок предлагает критический взгляд на молодое поколение французов, которые пытаются бунтовать, не лишаясь при этом современного комфорта: «Этот фильм мог бы называться "Дети Маркса (имеется в виду автор "Капитала" Карл Маркс. — Прим. BURO.) и кока-колы». А заканчивается фильм фразой Мадлен, возможно, во многом характеризующей суть женского: «Я сомневаюсь». «Мужское — женское» получил три премии Берлинале, в том числе как лучший фильм для молодежи.
Всего Анна Карина снялась в семи фильмах Годара (они были женаты с 1961 по 1967 год), «Женщина есть женщина» стал их второй совместной работой. Перед этим был «Маленький солдат», а далее последовали «Жить своей жизнью», «Банда аутсайдеров», «Алфавиль» (еще один годаровский must watch, который, правда, не попал в эту подборку), «Безумный Пьеро» и «Сделано в США». Героиня Карины в «Женщине», Анжела, мечтает о ребенке, но не находит поддержки у мужа (Жан-Клод Бриали). Тогда она решает пойти на хитрость и обратиться за «помощью» к их общему знакомому Альфреду (и снова Жан-Поль Бельмондо). Кстати, музыку к картине написал прославленный композитор Мишель Легран.
Криминальная комедия, подарившая нам одну из культовых киносцен, — с пробежкой по залам Лувра (именно ее пытаются воссоздать герои «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи). Вместе с Анной Кариной в фильме снялись Сэми Фрей и Клод Брассер. По сюжету троица знакомится на курсах английского языка — молодые люди убеждают девушку стать сообщницей ограбления. В «Банде аутсайдеров» звучит голос Жан-Люка Годара — он выступил в качестве рассказчика. Англоязычное название фильма, «Band of Outsiders», заимствовал Скотт Штернберг для своего некогда популярного бренда одежды. А Квентин Тарантино назвал в честь «Банды» собственную кинокомпанию «A Band Apart» (Годар в свойственной ему манере заявил, что лучше бы создатель «Криминального чтива» и «Однажды в Голливуде» дал ему денег).
Поздняя работа режиссера, удостоенная двух наград Каннского кинофестиваля. Годар снимал «Прощай, речь» в 3D, экспериментируя с техникой и визуалом. Ведущие персонажи — он и она, мужчина и женщина, которые встречаются, любят друг друга, ссорятся, мирятся. Связующим звеном между ними оказывается собака. Основное повествование разбивается эпизодическими вставками с участием актеров в образах поэта Джозефа Байрона и писательницы Мэри Шелли, военной хроникой и даже самого Годара, который умудрился уместить в 70 минут хронометража отсылки к Жану Кокто, Фрицу Лангу, Марселю Прусту, Гюставу Флоберу, Сартру и даже Достоевскому. Стоит признаться, что автор этой подборки смотрела фильм дома на компьютере, но менее завораживающим он от этого не стал.
Картина Мишеля Хазанавичуса посвящена отношениям Жан-Люка Годара (тут его играет Луи Гаррель) с его второй женой, актрисой Анной Вяземски (Стэйси Мартин), и снята по мотивам мемуаров последней. Годар и Вяземски познакомились на съемках фильма «Китаянка» в 1967 году. С французского оригинальное название можно перевести как «Грозный» — что в целом неплохо характеризует фигуру Годара, который был известен своим сложным характером и не всегда однозначным поведением. И хотя Хазанавичус не смог повторить успех своего оскароносного «Артиста», «Молодого Годара» стоит посмотреть хотя бы ради отсылок к творчеству режиссера, красивого дуэта Гаррель — Мартин и погружения в атмосферу парижских 1960-х. Сам Жан-Люк назвал фильм «глупой, глупой идеей» — и его цитата попала на один из постеров.