Луи Гаррель, жена Луи Гарреля и подруга Луи Гарреля в фильме Луи Гарреля
В День всех влюблённых в российский прокат выходит вторая полнометражная режиссёрская работа Луи Гарреля, более известного как актер в амплуа интеллектуального невротика. Самые известные примеры — роли в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи и байопике об Иве Сен-Лоране авторства Бертрана Бонелло. В драме «Честный человек» Гаррель стоит по обе стороны камеры и вновь возвращается к роли Абеля, персонажа из его режиссёрского дебюта «Друзья». Вместе с ним экранный любовный треугольник в новом фильме разыгрывают Летиция Каста и Лили-Роуз Депп. Разбираемся, с какими ожиданиями стоит идти на «Честного человека».
Как и «Друзья», «Честный человек» формально держится на любовном треугольнике, но, судя по звёздному актёрскому составу, новая работа имеет шанс привлечь более широкую аудиторию. Главные роли тут исполняют сам Гаррель, его жена Летиция Каста и любимица инстаграма и мира моды Лили-Роуз Мелоди Депп, дочь Ванессы Паради и Джонни Деппа. Впрочем, возможно, дело тут ещё и в экономии бюджета: в конце концов, гонорар себе и супруге точно можно не платить, а Лили-Роуз, вероятно, могла сняться просто по дружбе. Эта троица разыгрывает сюжет про парижанина Абеля, решившего завоевать Марианну (Каста), которая восемь лет назад изменила ему и предпочла его лучшего друга Поля. И вот Поль умирает, и Абель получает шанс вернуть любовь всей его жизни или закрутить новый роман с сестрой Поля Евой (Депп), тайно влюблённой в Абеля уже много лет.
Знаменитая французская фраза «cherchez la femme» — «ищите женщину», кажется, должна иметь вариацию «ищите Луи Гарреля». Во всяком случае Гаррель-актёр и Гаррель-человек настолько любим женщинами по обе стороны экрана, что роль мужчины, толкающего женщин на необычные поступки (будь то несколько часов в очереди за автографом на морозе или убийство своего партнёра), очень ему подходит. Честно говоря, кажется, его присутствие за и перед камерой — достаточный аргумент для похода на «Честного человека». Глупо отрицать, что к этому добавляется интерес посмотреть на экранные отношения Гарреля и Касты и на дочь Джонни Деппа, но всё же Гаррель здесь центр притяжения — во всех смыслах. Но надо отдать должное всем троим — в кадре они выглядят очень органично. Гаррель-режиссёр, сам будучи пока в первую очередь актёром, очевидно, понимает, как добиться лучшего результата от своих актрис.
Если брать шире, то «Честного человека» стоит смотреть ради ощущения французскости — того самого, что воплощает сам Гаррель. Фатальная любовь, шикарные женщины, прекрасный Париж, поклоны Франсуа Трюффо и французской новой волне вообще, юмор — всё это вызывает определённую ностальгию у тех, кто провёл немало времени с французским кинематографом и, если даже не бывал в самом Париже, хотя бы упивался его фотографиями. На этом, в общем-то, причины заканчиваются. Эта картина не новаторская и где-то даже банальная. Если за «Друзей» Гарреля в Каннах номинировали на «Лучший дебют» и «Квир-ветвь», то странно представить, чтобы в Каннах вообще проявили интерес к «Честному человеку» именно как к кино, а не как к французскому фильму французского режиссёра.
Пока сложно решить, гаррелецентричность — это хорошо, плохо или вообще не важно. В конце концов, для Гарреля-режиссёра это всего лишь второй полнометражный фильм. «Честный человек» может выглядеть как всего лишь упражнение, но в нём угадывается режиссёрский потенциал. Картина не вызывает отторжения, даже наоборот — в ней есть обаяние того же рода, что у самого Гарреля, и это совершенно здоровая вещь, ведь работы режиссёра всегда в большей или меньшей степени — это сам режиссёр.