В The Guardian пишут, что «...в своем англоязычном дебюте Ксавье Долан вновь ставит вопросы, важные ему самому, но ему совершенно не интересно, кто посчитает этот фильм увлекательным или хотя бы связным, кроме него самого». «Конечно, зрители хотят видеть себя на экране, но хотят ли они видеть так много самого Долана?» — спрашивает Variety. Безжалостно выступает The Hollywood Reporter: «Кассовые сборы фильма будут зависеть от звезд, даже если они не задействованы в полную мощь в этой недоделанной, громоздкой и слишком длинной психодраме».
На сайте Rotten Tomatoes рейтинг картины держится на отметке в 18%. Это в три раза ниже, чем рейтинг предыдущей ленты Долана «Это всего лишь конец света», которую до «Смерти и жизни...» считали самым худшим его фильмом. Да, холоднее фильмы канадского режиссера не принимали еще никогда.
Официальный трейлер седьмого фильма Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»
Меж тем у новой картины длинная и непростая история. Работать над ней Долан начал аж в 2014 году, но потом был вынужден отложить проект — как раз для выпуска «Это всего лишь конец света». В «Смерти и жизни» Долан не только режиссер, но также художник, монтажер и сценарист. Его трехсотстраничный сценарий, написанный вместе с Джейкобом Тирни, превратился в два часа и три минуты экранного времени только три года спустя, но и это превращение сказочным не назовешь. Долан рассказывал о трудностях монтажа, над которым работал почти безвылазно. Порезать фильм без жертв тоже не удалось: из готовой версии пропала линия Джессики Честейн, сыгравшей важную роль в сюжете.
Кадры со съемок фильма
Комната Руперта Тернера, которого играет
Судить о фатальности этой утраты нельзя, потому как актерский состав у нового Долана — самый звездный из всех когда-либо им собранным. В главной роли Кит Харингтон: Джон Сноу из «Игры престолов» снимает черную овечью шкуру короля Севера, чтобы надеть расслабленный кэжуал Джона Ф. Донована — успешного голливудского актера, вынужденного прятать свою гомосексуальность. Действие разворачивается в 2006 году, и жить, не выходя из шкафа, его вынуждает предложение киностудии: Джон претендует на роль супергероя в экранизации комикса Disney. Открыться он может только в переписке юному другу-школьнику Руперту Тернеру, которого играет Джейкоб Трембли, — после роли в фильме Леонардо Абрахамсона «Комната» 12-летний актер считается одним из самых перспективных новичков в индустрии.
Комната Руперта Тернера, которого играет
Повзрослев, Руперт сам становится актером и пишет книгу, за основу которой берет письма кумира юности. Взрослый мальчик рассказывает историю Донована журналистке, которой эта беседа кажется вымученной и вообще-то не очень нужной.
Разумеется, в фильме у Долана возникает образ матери — тут их целых два. Зависимую от алкоголя маму Джона играет Сьюзен Сарандон, а властную родительницу его друга-школьника — Натали Портман. Звезде «Мира Дикого Запада» Тэнди Ньютон досталась роль той самой журналистки, Кэти Бейтс — боязливой агентши Донована, а экс-жениху Пэрис Хилтон Крису Зилке — любовника-однодневки. Вот какой супер-кастинг предстоит увидеть зрителям на экране.
Удивительно, что критики громят новый фильм Долана примерно за то, за что раньше хвалили. Например, за автобиографичность: во всех своих работах режиссер так или иначе рассказывает о жизненных передрягах, через которые прошел сам. За чрезмерную экспрессию: если герои ругаются, то обязательно с оглушительным криком, от которого дрожат стены кинотеатров; если погружаются в мучительную саморефлексию — то с резаными крупными планами и тяжелым взглядом на полминуты. Ругают и за сбивчивый темп, на который лейтмотивом ложится разговор с журналисткой, — это простое и даже простодушное решение, в котором нет новизны. Но больше всего — за очевидные сценарные недоработки: герои, мол, вышли слишком банальными, а их проблемы — очевидными. Критика справедлива, но вместе с тем «Джон Ф. Донован» обладает культурной ценностью, которую необходимо разъяснить.
Ксавье Долан — открытый гей. Перед камерой он преломляет типичные проблемы гомосексуальных мужчин — от сложностей в общении с родственниками («Я убил свою маму») и неразрешимых любовных треугольников («Воображаемая любовь») до общественной реакции на каминг-аут — свершившийся или только задуманный. Несмотря на то, что сам Ксавье против добавления приставки «гей-» к своим фильмам, ее добавляет конъюнктура. Странно хвалить режиссера только за то, что раз давит на одну больную точку, однако обвиняя его в клише и банальности, стоит помнить, что в 72 странах гомосексуальные отношения считаются уголовным преступлением. В этом смысле фильмы Долана — не просто кино. Это также способ социальной адаптации, это рука, протянутая людям с такими же проблемами, как у его героев. Сам он часто высказывается в соцсетях в связи с проявлениями дискриминации в мире, то есть выступает не только как режиссер, но и как активист, лидер мнений. Он выпустил пламенный пост в инстаграме после перестрелки в Орландо и возмущался убийствам геев в Чечне, о которых в 2017 году писала «Новая газета».
Каждая картина Долана фокусируется на определенной проблеме в жизни гомосексуальных мужчин. «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» рассказывает о боязни каминг-аута, и еще больше — об ужасе перед аутингом. Ориентация Донована, которую тот прячет, стыдливо целуясь с парнем в туалете ночного клуба, легко может погубить его карьеру. Тут Долан наверняка знает, о чем говорит, ведь множество реальных голливудских актеров до сих пор вынуждено скрывать свою гомосексуальность. Ксавье рассказывал об этом во время кинофестиваля в Торонто прошлой осенью, где представлял ленту. «Мои друзья-открытые геи говорят, что знают о своей свободе. Но они также знают, что не достигнут тех карьерных высот, о которых мечтали. По крайней мере они могут быть теми, кто они есть», — сказал он. Кит Харингтон тоже признает проблему в интервью Variety: «Многим до сих пор кажется, что мужественность и гомосексуальность не могут сочетаться».
Аутинг — это предание огласке чьей-либо сексуальной ориентации, что в конечном счете грозит веером проблем, от увольнения с работы до потоков ненависти.
Помимо саморефлексии, фильм Долана ругают за то, что укладывается в формулировку «авторский стиль». Чрезмерность и бьющая через край экспрессия, заслушанные до дыр попсовые хиты в качестве саундтрека — все это уже было в картинах канадца. Но ведь ныне опальный Вуди Аллен много лет работает по изобретенной однажды же схеме: даже шрифт на титрах, начиная с «Энни Холл» 1977 года, у него один и тот же.
Конечно, новый Долан с кинематографической точки зрения не идеален, но ведь речь идет об авторском высказывании в контексте представления героев и проблем, о которых мало говорит мейнстримное кино. Так было уже много раз: критикам не нравился отмечающий 20-летее «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера или «Шоугелз» Пола Верховена. Никто не будет спорить, что эти фильмы определили свое время, и даже если долановской «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» не повезет остаться в истории кино, то он останется в истории сопротивлению гомофобии.
Ни один режиссер не может превратить свою работу в отлаженный конвейер культовых фильмов, хотя Долан очень старается. В ноябре выйдет его следующая работа — «Маттиас и Максим», в которой вновь рассказана история гомосексуальных актеров. Фильм был представлен в Каннах, и публика осталась довольна. Так и вы можете, дождавшись премьеры в Москве, сравнить его со «Смертью и жизнью».
Трейлер восьмого фильма Ксавье Долана «Маттиас и Максим»
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7