По городам и странам сквозь призму кино: Германия глазами Вима Вендерса
Пока разбираемся с горой накопившихся за праздники дел, успеваем находить время для исследования заветных туристических направлений по фильмам любимых режиссеров. Следующим пунктом назначения выбрали Германию, а гидом — одного из поэтов современного кино Вима Вендерса.
(1974)
После возвращения из США 31-летний журналист и фотограф-любитель Филипп Винтер (Рюдигер Фоглер) неожиданно оказывается в компании девятилетней девочки. Случайная знакомая (Лиза Кройцер) попросила его погулять с дочерью и не явилась в назначенное время ее забрать. Оставшись вдвоем, Филипп и девочка, Алиса (Йелла Роттландер), начинают путешествие по городам Рурского бассейна в поисках ее родственников, а также дома, человеческих связей и взросления.
«Алиса в городах» — один из ранних фильмов Вима Вендерса, который считается началом его «дорожной трилогии», в нее также входят «Ложное движение» (1975) и «С течением времени» (1976). В первую часть режиссер привнес личный опыт — он, как и его герой Филипп, вернувшись из США, привез с собой только открытки, чем был очень разочарован. Сам фильм был снят в разных городах Германии и Нидерландов — Вупперталь, Эссен и Амстердам. Вендерс сделал это намеренно, чтобы придать истории «документальную» достоверность, и по этой же причине практически не использовал музыку — по его мнению, так зритель лучше сможет понять ничем не заполненное одиночество главного героя.
(1987)
В центре сюжета два ангела — Дамиэль (Бруно Ганц) и Кассиэль (Отто Зандер). Они наблюдают за миром, читают мысли людей и наслаждаются своей свободой — ведь их существование лишено времени и телесных ощущений. Их пребывание в этом мире сводится к нескончаемому наблюдению за смертными, но с каждым днем ангелы все больше им завидуют. Однажды Дамиэль решает изменить свою судьбу — он влюбляется в цирковую акробатку (Сольвейг Доммартин) и выбирает земную жизнь со всеми присущими ей несовершенствами и слабостями, пусть и обреченную на конечность. Все для одной цели — испытать весь спектр чувств, доступный только человеку.
Фильм занял особое место среди наиболее знаковых произведений немецкого кинематографа 1980-х годов. «Небо над Берлином» — это не только личная история Вендерса, но и эпическая картина, в которой метафизика и поэзия пересекаются с реальностью Берлина.
(1993)
В 1993 году Вендерс снимает продолжение фильма «Небо над Берлином». Только теперь главный герой — Кассиэль (Отто Зандер). Наблюдая за счастливой земной жизнью Дамиэля (Бруно Ганц), он решает последовать за ним и спускается на землю. Ангелы, согласно их природе, не имеют права вмешиваться в судьбы людей, иначе неизбежно утрачивают свою сущность. Но, спасая девочку, выпавшую с балкона, Кассиэль нарушает закон и становится смертным. Он находит своего друга Дамиэля, ныне повара в пиццерии, и знакомится с его семьей — женой и дочерью. Но чтобы сводить концы с концами, нужно найти работу. Так Кассиэль знакомится с сыном бывшего нациста Беккером. Однако бизнес загадочного предпринимателя далек от законного: он занимается продажей порнографической продукции и готовится к нелегальной сделке, связанной с поставкой оружия. Такими нелегкими путями Кассиэлю предстоит узнать, что такое ответственность и моральные принципы — и где лежит их граница.
Для съемок Вендерс выбрал реальные локации в Берлине, чтобы передать атмосферу города, находящегося в культурной и исторической трансформации. Режиссер и сам появляется в эпизодической роли, будто наблюдая за своими персонажами подобно ангелу.
(1997)
Механик Бруно Винтер (Рюдигер Фоглер) занимается тем, что чинит проекционное оборудование. У него не самая интересная жизнь, но однажды он встречает Роберта Ландера (Ханнс Цишлер) — тот пытается покончить с собой после разрыва с женой. Герой предлагает бедняге присоединиться к нему в путешествии на ремонтном грузовике по западногерманской границе. Во время своего пути они встречают таких же людей на грани. Хотя Бруно и Роберт нечасто общаются, их молчание становится важной частью процесса внутреннего исцеления. В какой-то момент их дороги расходятся, и Роберт уходит, но позже Бруно встречает его снова. Значит ли это, что всех людей в своей жизни мы встречаем не случайно?
Весь фильм был снят на натуре — от реальных заброшенных кинотеатров до бесконечных дорог на границе Германии, что помогло передать атмосферу упадка и перемен. «С течением времени» стал отправной точкой для режиссера в изучении тем путешествия и поиска смысла. Например, в фильме «Париж, Техас» Вендерс вновь возвращается к ним.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7