Итоги «Кинотавра-2017». Долгая счастливая жизнь
Духоподъемное кино снова победило остросоциальное
Вчера в Сочи состоялось официальное закрытие 28-го кинофестиваля «Кинотавр». Гран-при получила «Аритмия» Бориса Хлебникова, и этим все сказано: жюри снова выбрало вдохновляющее зрительское кино. Но эта тенденция длится уже несколько лет, поэтому не будем надолго на ней останавливаться и перейдем к событиям именно этого года.
Розовые очки
В сочинских барах не стихают дискуссии по поводу «Нелюбви». Если отбросить всю политическую шелуху, то спор будет сведен к довольно простым аргументам. Противников Звягинцева (а заодно и других фестивальных режиссеров) беспокоит так называемая чернуха. Они говорят: «Да, у нас есть проблемы, но зачем же их так показывать? Еще и выходов никаких нет из этой “непроглядной полной говна жопы”. Зачем нужно такое кино без выходов?»
В качестве альтернативы сторонники этой позиции предлагают обратиться к компромиссному арт-мейнстриму. «Про любовь» Анны Меликян и «Хороший мальчик» Оксаны Карас — призеры прошлых лет — якобы не сгущают красок, и после них выходишь «окрыленным». Заметим, что эти фильмы тоже никаких ответов не дают, зато обеспечивают зрителю душевный комфорт.
Что же до сторонников Звягинцева, то они выступают в роли апологетов неуютного и холодного кино. Дескать, чтобы зритель вышел из кинотеатра другим человеком, ему нужна встряска. «Аритмия» и другие подобные картины делают это слишком бережно, поэтому заслуживают меньшего признания.
На самом деле неправы обе стороны, ведь все спорщики исходят из предположения, что кино должно кого-то и чему-то учить. Но как бы там ни было, жюри в последнее время идет навстречу первой категории зрителей и выдает Гран-при исключительно духоподъемным лентам. Что же до их остросоциальных собратьев, то им, как правило, уходит приз за режиссуру. Так, например, получилось в прошлом году, когда лучшим постановщиком признали Кирилла Серебренникова, тем самым лишив его «Ученика» шансов на главную награду. И неважно, что его фильм говорит о современных российских проблемах, — победа все равно достанется прекрасному, но совершенно оторванному от дня сегодняшнего «Хорошему мальчику».
Повторилась ситуация и в этом году, только на этот раз острых фильмов оказалось сразу два — «Заложники» Резо Гигинеишвили и «Теснота» Кантемира Балагова. Обе картины были представлены на престижных фестивалях, однако серьезно различаются по эстетике. Проще всего будет сказать так: «Теснота» — это блестящее фестивальное кино, а «Заложники» — это в первую очередь зрительский фильм. Однако темы, затронутые в обеих картинах, как будто бы лишают их права на Гран-при. В итоге высшую награду получают ленты, которые ее безусловно заслуживают, но не те, которые нам сейчас нужны. Иногда кажется, что и «Брат» бы сегодня получил приз за режиссуру. Есть ведь и более приятное кино.
Читайте также: Почему фильм «Заложники» должен посмотреть каждый
На «Кинотавре» произошел скандал (на самом деле нет)
Бывший кинокритик, а ныне режиссер Роман Волобуев снял имя с титров своего второго фильма «Блокбастер», возложив ответственность за прокатную версию на продюсеров. Однако их вариант оценили зрители: согласно опросам «Кинопоиска», средняя оценка составила приличные восемь баллов. Но машина была уже запущена — вокруг «Блокбастера» быстро сложился миф. Неожиданно выяснилось, что существует некая режиссерская версия, которую видели три человека, — Василий Степанов («Сеанс»), Ярослав Забалуев («Газета.ру») и Василий Корецкий (Colta.ru). Согласно их отзывам, «режиссерка» значительно глубже и многограннее прокатной версии. В свою очередь, продюсер фильма Илья Стюарт заявил на пресс-конференции, что режиссерской версии не существует. Истина где-то рядом.
Читайте также: «Кинотавр-2017. Почему Роман Волобуев снял свое имя с титров фильма «Блокбастер»
Настроение у всех участников фестиваля было боевитое. На первой же пресс-конференции директор по закупкам кинокомпании «Вольга» выступил с пламенной речью против увеличения стоимости прокатного удостоверения до пяти миллионов рублей. Это надо видеть.
Президент Гильдии кинокритиков и киноведов Виктор Матизен довольно жестко обратился к режиссеру фильма «Жги» Кириллу Плетневу, назвав последнюю треть его картины «отвратительной» и «тошнотворной». В частности, старшее поколение кинокритиков смутило единодушие, с которым на титрах танцуют заключенные и тюремщики. Опять же, это лучше увидеть.
В понедельник до «Кинотавра» докатилось и эхо московских протестов: в Москве был задержан актер Александр Паль. На фоне легкого эскапизма фильмов — обладателей Гран-при забавно наблюдать, как политика постепенно просачивается на «Кинотавр».
Читайте также: Открытие «Кинотавра-2017». Российский кинематограф несчастлив