«Я еще не дошел до того места, где мне надо быть»: Сергей Гилев — о фильме «Ниша»

16 ноября в российский прокат выходит фильм Антона Ермолина «Ниша». В основе дебютной полнометражной работы режиссера — полусказочная история о мечте, чуде и… моли! О том, как эти, казалось бы, несопоставимые вещи появились в одном контексте, поговорили с Сергеем Гилевым — актером, исполнившим в картине безымянного, но выразительного «человека в пальто».


Когда ты впервые увидел фильм?

Я был на премьере «Ниши» давно, еще в апреле. Тогда проходил ММКФ, кажется, не помню. Зато запомнил, как было радостно, что смотрели картину в Доме кино, потому что именно там снимали несколько сцен — в зале, в кухне. В кухне Дома кино снимали, да, борщ варили. (Улыбается.) Было весело.

Все фото: кадры из фильма «Ниша»


Какие впечатления были после просмотра?

Я в любом случае очень рад, что стал частью этого проекта. Здорово работать с ребятами, которые впервые что-то снимают: это всегда смешно. На площадке, насколько помню, никто ни с кем не ссорился. Во время просмотра отследил пару моментов, когда мне не то чтобы скучно было, но задумывался: строгий режиссер монтажа сказал бы что-то убрать или ускорить, потому что зритель может начать засыпать. Хотя, когда смотрел «Нишу» во второй раз, это произошло на одном дыхании, и те места, что казались мне располагающими ко сну, стали вполне складными. Так как фильм довольно тихий и медленный, в кино советую приходить выспавшимся — тогда все сработает.


Не устал играть злодеев?

Почему-то все всегда считают, что я играю только злых ребят. Но когда начинаю перечислять персонажей, оказывается, что как минимум половина из них не такие. Просто роли злодеев были выразительнее и интереснее. Там больше вариантов для игры, можно развернуться. Да и вообще, раз уж у меня есть такая репутация, хочется сыграть, в конце концов, зло в абсолюте.


Бафомета?

Скорее Люцифера с Астаротом. Но близко. (Смеется.)

А дальше на все подобные предложения буду говорить, что после такого нужно взять паузу.


А твой герой в «Нише» разве не злодей?

Нет, он не злой. Это загадочный, таинственный человек. Он даже называется просто — «человек в пальто». Зачем ему имя? Он ведь пришел бог знает откуда. Такой, скажем, путешественник во времени.


Отклонимся от темы воплощения зла. Есть герой, которого ты мечтаешь сыграть?

Да, я бы сыграл человека, похожего в чем-то на самого себя. Чтобы он был очень бодрый, энергичный, чтобы говорил громко, размахивал руками, много шутил, смеялся, обзывался странными словами, корчил рожи, наклонял голову, глядя кому-то в глаза.


Может, снять мокьюментари?

Нет, совсем не обязательно. Это может быть вообще вполне себе художественный фильм про певца или художника, например. Я петь и рисовать не умею, но люблю. (Улыбается.)


Вернемся к «Нише». В фильме огромное внимание уделено знакам — будь то узор на снегу или, например, сон один на двоих. В жизни ты обращаешь внимание на такие мелочи?

Конечно, нет. Никаких знаков не бывает. Я в них не верю, да и в судьбу тоже.

Хотя, если ты юный, нищий, мало повидавший и вдруг начнешь читать Пауло Коэльо, разумеется, начнешь верить знакам. И ничего плохого в этом нет. Потом тебе обязательно расскажут, что ты туповат и надо бы почитать и других людей. Или другой пример: если ты оказываешься в ситуации, когда можешь умереть. Тут снова можно к вере в знаки вернуться. Что тебе еще остается?


Прикладная вера.

Да-да. Потом все становится хорошо, и думаешь: «А чего это я вдруг?»


Кстати, узор, который твой герой вытаптывает на снегу, что-то значит?

Это полет моли. Но моль ведь слабая. И этот узор выглядит как гравитационный маневр. Что внутри этого завитка? Да что угодно… В нашем случае — главный герой Славик (Владимир Свирский). Моль использует его — Славик один из многих таких, — чтобы сделать гравитационный маневр и разогнаться, набрать скорость. Но это только мое мнение, понимать можно как угодно. Этим в том числе и хороши сказочные фильмы.


Многие критики говорят, что фильм получился в духе произведений Пелевина и Гоголя, киноязык — в духе Линча. Мне же показалось, что главный герой Слава — это абсолютно шукшинский «чудик», который не может встроиться в общество. У тебя работа вызвала какие-то ассоциации? Помнишь, как читал сценарий?

Я просто забыл, как читал в первый раз сценарий. У меня плохая память, это, кажется, года два назад было. Именно сценарий я полностью забыл, и какие были ощущения, ассоциации, уже не скажу. Слава богу, помню, как смотрел сам фильм. Единственное, у меня было иное представление о финале. Концовка казалась мне чуть более динамичной. (Пьет чай.) Волос…. Откуда? Я гарантированно не ел волосы.


Ты только что голову лизал.

А, да? Даже не заметил.


Просто память плохая, сам сказал.

Да-да… Так вот! Мне казалось, что все гораздо быстрее в конце происходит. Наша беседа со Славой, его уход в ковровую дыру (или ад?). Людей в зале я представлял тоже больше — казалось, что в каждом кресле должен сидеть человек в сером костюме с крыльями. Но так, как случилось, может, даже и лучше.


В ленте звучит мысль, что главное — определиться с нишей. Нашел ли ты свою?

Я пока в процессе. Мне кажется, что еще не дошел до того места, где мне надо быть. Есть еще, что показывать, доказывать. Вес нужно набрать, медийный в том числе. А это сложно прямо сейчас. Поэтому мне кажется, что нет, я в поиске ниши.