С 15 по 22 сентября в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль документального кино «Послание к человеку». В программе заявлены мастер-классы и лекции, а гостем в этом году станет актер Эрик Робертс. Значительную часть фильмов покажут в Александровском парке. Buro 24/7 рассказывает, на какие фильмы стоит обратить внимание, а также об интересных фактах из них на случай, если вы все же не успеете их посмотреть.
«Современный человек»
19 сентября, 17:10; 21 сентября, 19:00
О чем. Чарли Сием — молодой известный музыкант, проводящий лучшие годы своей жизни так, как многие из нас, сидящих на своих любимых продавленных диванах, даже не мечтают: путешествия по всему свету, международный успех, букеты цветов от бесчисленных поклонниц, интервью в модных журналах, большие гонорары и дорогие автомобили.
Датская документалистка Ева Мулвад, в свое время получавшая призы на «Сандэнсе» и на главном мировом фестивале документального кино IDFA, пристально следит за жизнью Чарли через бесстрастный объектив своей камеры, и постепенно мы начинаем видеть то, что скрыто от глаз стороннего зрителя: мы видим, что в жизни этого красивого и успешного молодого человека отсутствует что-то очень важное и что этот бывший вундеркинд, находящийся на пике славы в самом расцвете сил, на самом деле бесправный заложник своего таланта и чужих ожиданий.
Спойлер. Оказывается, такому совершенному человеку трудно найти себе пару. Вся жизнь проходит в одиночестве и невозможности завязать не то, что романтические, даже дружеские отношения. На дне рождения Сиема нет ни одного близкого человека — только журналисты и довольно далекие знакомые.
«Вергот»
20 сентября, 17:15; 21 сентября, 17:40
О чем. Герои — два любящих друг друга брата, отец и невидимая мать, которая иногда подсовывает записки под дверь своим сыновьям. Алекс (старший) оказывается меж двух огней: его младший брат внезапно признается, что он гей, а отец, конечно, мечтает о том, чтобы тот впоследствии наследовал его дело, а затем передал его своим внукам.
Место действия — невообразимо красивые виноградники в итальянских Альпах. Поэтому все разборки происходят экспрессивно, со слезами и яростью, а также с бокалом красного вина в руке. Все происходящее пропитано такой чувственностью, что в какой-то момент даже не верится, что фильм документальный, — настолько честно, с минимальной дистанцией и «без кожи» мы видим эту семью.
Спойлер. Конфликт меж тем решается очень просто — отец делает первый шаг и заявляется на двадцатилетие сына с огромным белым плюшевым медведем. После этого начинается празднование и наступает всеобщее счастье.
«Слушая тишину»
20 сентября, 15:00; 21 сентября, 22:15
О чем. Грузинский кинематограф в последние пару лет приковывает к себе все больше и больше внимания. «Слушая тишину» — яркий и трогательный документальный фильм о мечте. На экране нешуточная драма девятилетнего Луки, который хочет научиться танцевать. Только живет он в школе для глухих в Тбилиси. И когда ему все же дают возможность ходить в специальный танцевальный класс, оказывается, что у него гиперактивность: движения повторить он может, но делает это хуже всех и в десять раз быстрее, чем необходимо. Ритм — это все, что есть у таких ребят, но Лука стабильно сбивает весь класс. Тихий, красивый фильм о борьбе маленького мальчика отзывается глобальными вопросами об одиночестве личности перед Вселенной.
«Чужак в раю»
16 сентября, 17:00; 18 сентября, 14:30
О чем. Фильм «Чужак в раю» молодого режиссера Гвидо Хендрикса построен на методе провокации. Сталкивая эмигрантов из Африки и Ближнего Востока с актером, который примеряет на себя роли плохого и хорошего работника миграционной службы, режиссер вызывает зрителей на откровенный разговор о проблеме беженцев. Эмигранты рассказывают, почему они приехали, и мы видим пропасть между их надеждами на новую жизнь в «райской» Европе и суровой реальностью, в которой они оказываются, если им повезет получить документы.
«Возвращайтесь домой и стройте сами свою благополучную страну, — говорит актер реальным беженцам из Афганистана и Сирии. — Вы нам не нужны». Но за безжалостными провокациями актера скрывается честная позиция автора. В отличие от большинства фильмов на эту тему, «Незнакомец в раю» не прячется за идеей гуманизма, не ставит своей целью лишь продемонстрировать сочувствие к тем, кто переплывает Средиземное море на лодке в поисках лучшей жизни.
«Один день в Алеппо»
16 сентября, 17:00; 18 сентября, 14:30
О чем. Семь сирийских операторов, рискуя собственной жизнью, ведут репортаж из осажденного Алеппо. Пять месяцев блокады и бесконечные взрывы превратили некогда прекрасный город в руины и кладбища. Но среди развалин все еще остались жители, они пекут хлеб на улице, вытаскивают друг друга из-под обломков, а их дети раскрашивают руины яркими красками. «Один день в Алеппо» — это фильм о слепой, бессмысленной войне, которая в первую очередь разрушает жизни невинных людей. Однако они не перестают верить, что однажды все наладится.
«Охота на кроликов»
О чем. Сбор урожая — это важный момент в жизни бедной семьи из американской деревни, потому что в эти дни у нее появляется шанс заработать немного денег. Вооружившись палками и бейсбольными битами, все семейство отправляется на поле, чтобы, рискуя остаться без рук и ног, ловить кроликов, в панике выскакивающих из-под жерновов комбайна. Короткая, лаконичная зарисовка в духе «прямого кино», комментарии излишни.
«Рыба»
О чем. Фильм о жизни бразильской рыбацкой деревни.
Cпойлер. У жителей есть удивительный обычай: загарпунив большую красивую рыбину, они берут ее на руки, нежно гладят и шепчут ей что-то на ухо, пока она не покинет этот мир. Это надо видеть.
«Сквозь стекло»
О чем. Фильм о любительском кинофестивале в Тибетских горах.
Спойлер. В тибетской провинции Голог у озера на высоте пяти тысяч метров собираются пастухи и монахи. Многие приезжают из далеких деревень на лошадях. Ставят палатки, пасут яков и снимают друг друга на видеокамеры. Ночью все собираются в большом шатре и что-то смотрят на экране, который колышется от ветра. Режиссер фильма Йи Цуй намеренно долго не показывает, что же происходит на экране, позволяя рассмотреть непосредственные открытые лица пастухов, монахов и детей. Тибетские кочевники смотрят на самих себя, по-детски радуясь волшебству документального кино.
«Во мне»
О чем. Модель, актриса и посол доброй воли UNICEF Летиция Каста участвует в международном конкурсе «Послания к человеку» со своим режиссерским дебютом — игровым фильмом «Во мне», повествующем о творческом и личном кризисе стареющего режиссера. Не будем пересказывать сюжет, скажем только, что фильм у нее получился очень самобытный, выразительный и чувственный. Видно, что некоторые детали она взяла из жизни или придумала, отталкиваясь от своего опыта, — человеку, не погруженному в этот мир, многое просто не пришло бы в голову.
«Странный случай»
О чем. Если вы вдруг подумали, что анимация — это всегда легко и весело, то пришло время изменить свой взгляд. Оказывается, именно эта программа наиболее мощно работает с сознанием и погружает в экзистенциальный мир, полный обрывков мыслей, ощущений и воспоминаний. Збигнев Чапла, известный польский аниматор, уже не в первый раз оказывается на конкурсе в Петербурге, и его новая работа — это метафора всей жизни. За три года он нарисовал несколько тысяч картинок на тему тревоги, бессмысленности существования, непрерывного круга рождений и смертей, исследуя границу своих личных воспоминаний и коллективной памяти.
«Сказки Тихуаны»
О чем. Французский режиссер Жан-Шарль Хью, лауреат приза имени Жана Виго, участвует в экспериментальном конкурсе с игровым фильмом, в котором, собственно, нет ничего ни экспериментального, ни игрового, да и условный сюжет которого описывать нет особого смысла, потому что это описание уложится в пять слов и ни о чем не скажет, — он тут не главное. Слушая закадровый текст, не всегда напрямую связанный с происходящим на экране, мы смотрим на документальные, почти интимные (пусть даже они и постановочные — тем больше в них художественной правды) съемки Тихуаны. Случайные прохожие, бездомные, проститутки, руки, лица, тени на стене погружают нас в беспокойную жару неуютных домов и улиц, пропитанных тревожным ощущением, что жизнь отдельного человека в этом мире мало чего стоит, и именно поэтому каждое мгновение бесценно.
«Маникарника»
О чем. Медитативное путешествие по Варанаси то ли петербургского хипстера, то ли самого зрителя становится чем-то большим, чем просто туризм. Скорее, это попытка понять о жизни и о самом себе чуть больше, чем то позволяют привычные рамки европейского социума. Маникарника — это древнейший крематорий на берегу реки Ганг, место, где наиболее тесно переплетаются жизнь и смерть. Воздух пропитан запахом сожженных тел, а для того, чтобы позавтракать в кафе, сначала нужно смахнуть со стола человеческий пепел.
«Володя»
О чем. Щемящая история моряка, оставшегося после распада СССР в Аргентине без документов. Герой оказывается брошен один в чужом мире, однако и родной страны уже не существует на карте. В Буэнос-Айресе он живет на улице, параллельно снимаясь в студенческих короткометражках «для колорита» и пытаясь восстановить документы годами. Режиссеры следят за Володей около десяти лет, и все это время его не оставляет надежда вернуться на родину, к прежней жизни и старой матери.
Спойлер. Счастливого финала не будет.
«Насквозь»
О чем. Дмитрий Брусникин вытащил свой курс школы-студии МХАТ в реальную жизнь — заставил проехать поездом Москва — Владивосток и пообщаться со случайными попутчиками, изучить их, записать и потом сыграть их роли в спектакле. Не ко всем историям актеры оказались готовы: непросто видеть перед собой человека, который убил кого-то, или найти слова для стариков, у которых умер единственный ребенок. Но в этом путешествии студенты становятся взрослее и ближе к окружающему их миру.
«Имитация жизни»
О чем. Китайский видеохудожник Чен Чжоу создал футуристичный коллаж из наблюдений за своими друзьями, гипнотического видео компьютерной игры и текстинга. «Имитация жизни» — это фрагментированный портрет молодых жителей Шанхая, живущих в дополненном мире, полусне между экранами, где все пытаются казаться не теми, кто они есть. Каждый кадр наполнен необъяснимой тревогой, границы материальной и цифровой действительности размыты, вместо людей — их проекции, отретушированные селфи и социальные маски. Режиссер использует виртуальные элементы наравне с чисто документальными сценами, добиваясь достоверного отражения реальности нового времени.
Текст подготовили Евгения Марченко, Михаил Железников и Алена Королева
Другие истории
Подборка Buro 24/7