Иранский фарс в прокате с 19 апреля
На этой неделе, 19 апреля, в российский прокат выходит иранская комедия «Свинья» режиссера Мани Хагиги, участвовавшая в этом году в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Пожалуй, это самая интересная новинка игрового кино для просмотра на грядущих выходных. По части сатиры «Свинья» может показаться не такой острой, как телесериалы и передачи британца Армандо Ианнуччи, а по части сюрреалистического юмора менее сумасбродной, чем скетчи комик-группы «Монти Пайтон» или комедии Брюно Дюмона, но все же это очень обаятельная картина с очень разными темами, в том числе про Иран, который от нас обычно скрыт. Buro 24/7 рассказывает, как устроен этот фильм и чего от него ждать.
Дублированный русскоязычнй трейлер «Свиньи»
Сюжет: Иранский режиссер Хасан, известный своим фильмом «Свидание на скотобойне», мается в Тегеране, потому что уже два года находится в черном списке правительства, а значит, не может снимать кино. Вместо этого он работает в рекламе, но заслуги его не забыты — то тут, то там ему встречаются поклонники и даже сталкеры. Однако сам Хасан начинает сомневаться, что его еще помнят как великого режиссера, а более всего по его самолюбию бьет загадочный убийца, все жертвы которого — иранские кинорежиссеры. Маньяк вырезает на лбу убитых слово «свинья», и на его счету уже несколько трупов, в том числе и друзей Хасана, но только не сам Хасан. Это заставляет Хасана переживать, что убийца не считает его достойным внимания режиссером.
При таком сюжете, как у «Свиньи», фильм мог бы попасть в категорию триллеров, но Мани Хагиги не впервой использовать клише самых разных жанров для создания чего-то обособленно собственного: то же самое было с его пока лучшим фильмом — линчевский по духу «Приходит дракон» смешал в себе и хоррор, и нуар, и мокьюментари. Тот факт, что Хагиги тяготеет к абсурдистской комедии, тоже уже был известен по некоторым его предыдущим фильмам — тому же «Дракону» и по картинам «Простой прием» и «Мужчины за работой». Режиссер за все экранное время успевает посмеяться и над мутной киноиндустрией Ирана, и над патриархатом, и над привязанностью людей к социальным сетям. Тем этот юмор обаятельнее, чем он абсурднее.
Фильм Хагиги легко врезается в память своей визуальной броскостью, доходящей до психоделичности, когда на экран врываются эклектичные то ли фантазии, то ли сны главного героя, порой напоминающие режиссерские работы Ренаты Литвиновой. Одно из таких видений превратилось в один из лучших моментов картины — шутовской сюрреалистичный музыкальный номер. Да и сам главный герой легко запоминается — колоритный, бородатый, брутальный на вид крепыш, постоянно щеголяющий в футболках с логотипами хеви-метал-групп. В «Свинье» то и дело происходят то костюмированные вечеринки, то съемки рекламы или кино, и они тоже дают режиссеру и его художнику по костюмам и художнику-постановщику возможность проявить себя в создании безумных образов и ситуаций. Красочный калейдоскоп придает картине легкость, нивелируя мрачный сюжет и маскируя проблемы иранского общества, по которым режиссер решил пройтись в «Свинье».
Кинорежиссеры любят высмеивать кинорежиссеров как вид и смеяться над тем, как создаются фильмы и работает киноиндустрия вообще. Многие кинематографисты самого разного калибра и диапазона делали это: от Гайдая и его режиссера с говорящей фамилией Якин из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» до братьев Коэн с их полностью посвященным индустрии кино уморительным «Да здравствует Цезарь!». Хасан комично ревнив к чужому успеху, даже если этот успех стоит триумфатору жизни. На съемочной площадке он грозен и бескомпромиссен, но стоит камере остановиться, как он превращается в чувствительного к критике эгоиста, сомневается в себе и мечтает поскорее получить утешение в объятиях заботливой матери. Есть здесь и шпильки в адрес всей иранской киноиндустрии, зажатой черными списками и цензурой, а потому регулярно выдающей ширпотребные фильмы на радость местным блюстителям морали. Правда, в «Свинье» все это так тонко, что, возможно, даже в Тегеране на эти насмешки закроют глаза.
В Иране, как и в большинстве восточных стран, все танцуют (а женщины двигаются в унисон, но об этом дальше) под музыку патриархата. Мужчины в том числе — для них такой уклад создает свои ограничения. Например, иранский мужчина не может учиться на дизайнера одежды, и при этом очень многие иранские женщины учатся на инженеров. Тем не менее при наличии каких-то свобод женщины в Иране все еще очень ограниченн в правах, которых у них было значительно больше до прихода к власти исламистов в 1980-х (эта разница хорошо описана в известном графическом романе «Персеполис» Маржан Сатрапи). Можно даже не упоминать одежду, ведь иранским женщинам нельзя даже курить (и это правило одна из героинь фильма смело нарушает), петь (тут надо вспомнить знаменитую работу иранской видеохудожницы Ширин Нешат «Turbulent», в которой мужчина поет перед полным залом, а женщина — перед пустым, потому что ей нельзя иначе) и танцевать (чтобы не было нарушений на съемке рекламного ролика Хасана, там для слова «танцевать» используют эвфемизм «двигаться в унисон»).
В «Свинье» Хагиги создает юмористический контраст — его главный герой гротескно инфантилен и окружен сильными самостоятельными женщинами, без которых он, возможно, даже не смог бы функционировать. Хасан кажется брутальным и занимает значительно более высокое положение по сравнению с окружающими его женщинами, но при этом он все время нуждается в утешении и заботе своей решительной и боевой старушки матери, его дочь — его личный ассистент, и это она заставляет его работу крутиться и не ржаветь, жена терпеливо относится к влюбленности Хасана в актрису Шиву и даже поддерживает мужа, когда та решает бросить его, чтобы сняться у другого режиссера, не прозябающего в черном списке. В этой комедии женщины — самые собранные и смелые персонажи, хотя формально в Иране Хасан считается выше их.
Высказывание по поводу гиперобсессии людей в отношении социальных сетей — популярный ход в современном искусстве. Вот и Хагиги включил его в «Свинью». Фальшиво радостные селфи с поклонниками, от которых пытается откреститься Хасан, ранящие режиссера ютьюб-видео с критикой в его адрес, и, конечно, погоня за лайками в самых неподходящих для этого ситуациях. В общем-то, ничего, что мы еще не видели на эту тему.
Другие истории
Подборка Buro 24/7