Документальный фильм, который вы точно досмотрите до конца
23 ноября ЦДК выпустит в прокат лучший документальный фильм прошедшего Московского кинофестиваля — «Парижскую оперу». В нем французский режиссер Жан-Стефан Брон проникает за кулисы знаменитой Гранд-опера. За два часа зрителям покажут процесс подготовки целого ряда постановок, а также познакомят с молодым певцом из небольшого российского села Камейкино Михаилом Тимошенко. Мы спросили у Жан-Стефана Брона, кому адресован его фильм, и нашли целых пять причин посмотреть «Парижскую оперу».
Михаил Тимошенко — идеальный проводник в мир оперы
«Парижская опера» посвящает зрителя не только в тонкости работы гигантской театральной машины, но и в личную историю молодого баритона Михаила Тимошенко. Ему был всего 21 год, когда он выиграл конкурс и был приглашен в академию при опере. Пожалуй, это самая трогательная линия фильма — Тимошенко становится для неискушенного зрителя своего рода проводником в мир оперы. Для него все в новинку — даже французский язык, который он изучает буквально на ходу. Все это выглядит как типичная голливудская история: очарованный иностранец искренне интересуется новой страной и очень живо реагирует на, казалось бы, обыденные вещи. Однако обаяние Тимошенко столь велико, что зритель и сам быстро заражается его эйфорией.
Жан-Стефан Брон: «Для неискушенного человека вроде меня опера может таить в себе нечто потрясающее, это сродни пересечению кораллового рифа. Поэтому я искал кого-то, с кем бы я мог себя ассоциировать, — человека, которому еще только предстояло открыть для себя весь этот мир. Так я и встретил Мишу Тимошенко — молодого баритона-баса из небольшой российской деревни, выбранного для обучения в академии».
Отличный повод познакомиться с оперой
«Парижская опера» в чем-то похожа на производственные драмы Аарона Соркина. Американский сценарист изображает представителей той или профессии, будь то журналисты («Служба новостей») или спортивные менеджеры («Человек, который изменил все») как настоящих фанатов своего дела. Поэтому даже если вы совершенно не разбираетесь ни в журналистике, ни в спорте, вы поневоле восхищаетесь этими людьми — в частности их профессионализмом и преданностью делу. Брон проворачивает в фильме похожий трюк. Он не стремится завалить зрителя терминологией и провести для него оперный ликбез. Ему гораздо интереснее люди, например директор Гранд-опера Стефан Лисснер, который не теряет чувство юмора даже в кризисных ситуациях, как во время забастовки артистов, когда постановка оказалась под угрозой срыва.
Жан-Стефан Брон: «Когда я следую за героем, то иду за ним до самого конца — ничего не остается на полу монтажной».
Бык по кличке Беспечный Ездок
Великолепная музыка
Брон хотел не просто снять «фильм об опере», но превратить в оперу сам фильм, то есть попытаться воспроизвести в нем оперную композицию и позволить повествованию двигаться вслед за музыкой. Ему это, безусловно, удалось: в фильме фигурируют фрагменты «Баядерки», «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Моисея и Аарона» и других постановок. При этом постоянные перемещения за кулисы не разрушают магию оперы. Вы, конечно, как минимум улыбнетесь при виде певца, который пытается вытянуть на репетиции слово «колбаса», однако, услышав арию целиком, вы не сможете испытать ничего, кроме искреннего трепета.
Жан-Стефан Брон: «Если я снимаю фильм об опере, то я хочу, чтобы он сам был оперой. У меня была идея построить фильм так, чтобы его вела музыка и ее энергия, в то время как мы будем следовать за персонажами, чьи истории впоследствии будут складываться в большую картину».
Зачем смотреть «Парижскую оперу» — отвечает сам Жан-Стефан Брон
«Я считаю, что это очень радостное, эмоциальное и утопичное кино. Оно адресовано как тем, кто любит оперу, так и тем, кому еще только предстоит ее для себя открыть. Кроме того, "Парижскую оперу" стоит посмотреть ради того, чтобы услышать голос Михаила Тимошенко!»