Когда и почему появился, что там за программы, кого берут в жюри и почему это самый главный кинофестиваль в мире
До 71-го Каннского кинофестиваля — меньше месяца: он стартует уже 8 мая на Лазурном берегу. Канны — главнейшее и авторитетнейшее кинособытие мира. За несколько недель до начала смотра Buro 24/7 вспоминает, как фестиваль появился, и рассказывает, каковы механизмы его работы и почему он остается важнейшим кинофестивалем среди всех существующих.
1932 годом датируется появление первого ежегодного международного кинофестиваля — Венецианского. В 1938-м этот фестиваль прибрал к рукам известный киноман и фашистский диктатор Бенито Муссолини, веривший в силу влияния кинематографа. Эту веру разделял союзник Муссолини и такой же киноман, только со вкусом поплоше, Адольф Гитлер. Ситуация повлияла на выборку фильмов и раздачу призов, превратив Венецианский кинофестиваль в ярмарку союзнического тщеславия и еще один винтик в машине нацистской пропаганды.
Возмущенные французы не захотели мириться с таким ходом вещей и решили провести свой кинофестиваль. Присматривались к нескольким курортным городам на юге страны и остановили выбор на Каннах. Фестиваль должны были провести с 1 по 20 сентября 1939 года, и уже было начали, но утром 1 сентября Гитлер вторгся в Польшу, и первый Каннский фестиваль продлился всего один кинопоказ. Это был фильм «Горбун из Нотр-Дам» режиссера Уильяма Дитерле, в начале 1930-х уехавшего из Германии на ПМЖ в США. Фестиваль решили отменить и возобновили только после войны — осенью 1946 года, этот Каннский кинофестиваль и считается первым.
Клаудия Кардинале,
Канны, 1959
Каннский кинофестиваль стал самостоятельно формировать свою программу только в 1972 году, а до этого фильмы-участники выбирали страны, отправлявшие туда свои картины. В 1972-м было принято решение, что фильмы станут выбирать отборщики, входящие в команду фестиваля. Отборщики — это кинокритики и другие люди, тесно связанные с кинематографом. Отборочная комиссия смотрит в год больше фильмов, чем умещается дней в 12 месяцев. Обычно это число не превышает две тысячи картин, из которых нужно выбрать порядка 20 фильмов для основного конкурса и еще несколько десятков для других программ.
Российские фильмы для Канн отбирает Жоэль Шапрон — вице-директор французской организации UniFrance по делам восточноевропейских стран. UniFrance занимается продвижением французского кино во всем мире, а Шапрон помогает Каннам обратить внимание на главные, на его взгляд, фильмы Восточной Европы. «Из тех фильмов, которые я рекомендую, только маленькая часть попадает на Каннский фестиваль. Я пытаюсь смотреть практически все, что производится в России. Из этого большого списка я делаю от пяти до семи рекомендаций. Из этих пяти-семи отбирают иногда один-три. Отсев просто огромный», — рассказывал о своей работе Шапрон изданию «Сноб» в 2013 году.
Фильм имеет шанс попасть на Каннский фестиваль и в обход отборщиков: у каждого есть возможность отправить свой фильм (информация об этом есть на сайте фестиваля), если он соответствует критериям фестиваля. Говорят, шансы на участие у этого способа не меньше, чем если бы картина была представлена отборщиком. В любом случае, главное — художественная ценность материала.
Серж Генсбур и Джейн Биркин, Канны, 1969
Решающее слово о включении фильма в каннские программы принадлежит программному директору. С 1978 по 2001 год этот пост занимал легендарный Жиль Жакоб, по сути открывший для нас Ларса фон Триера и Квентина Тарантино (да и еще много кого). С 2001-го и по сегодняшний день этот пост принадлежит Тьерри Фремо. По сути, Фремо возглавляет фестиваль и занимается не только программами. Это он решил запретить каннские селфи и отлучить от фестиваля Netflix.
Брижит Бардо,
Канны, 1953
Жюри Каннского фестиваля назначают те же люди, что выбирают фильмы для его программ. Считается, что отборщики пытаются подобрать состав жюри под картины и предугадать, кто будет оценивать проделанную ими работу и как. Этот факт стал одним из аргументов в разговорах о кризисе каннского жюри, преференции которого при раздаче призов периодически не совпадают с мнением большинства кинокритиков. Обычно жюри состоит из актеров, режиссеров и кинокритиков с внушительным списком достижений. В этом году жюри основного конкурса возглавит актриса Кейт Бланшетт, а Бенисио Дель Торо — жюри «Особого взгляда».
Диана Дорс,
Канны, 1956
У Каннского кинофестиваля четыре официальных конкурсных программы.
Основная конкурсная программа фестиваля. Фильмы этой программы соревнуются за главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Картины-участницы должны быть выпущены в течение 12 месяцев, прошедших с предыдущего фестиваля, и не появляться в прокате где-либо, кроме страны-производителя, а также не участвовать в каких бы то ни было других фестивалях. Обычно в основную программу попадают уже признанные в Каннах и во всем мире режиссеры вроде Джима Джармуша и Пола Верховена, если они вообще что-то сняли за прошедший год, и чуть менее известные, но уже любимые каннскими отборщиками режиссеры, которые уже участвовали в прошлых Каннских фестивалях. Дебюты в эту программу попадают крайне редко. Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо определяет эту категорию, как «артхаусные фильмы, способные привлечь широкую аудиторию».
Программа «Особый взгляд». Во вторую по значимости программу Канн обычно попадают режиссеры, снявшие свой полнометражный дебют. В этой секции, опять же по словам Тьерри Фремо, соревнуются фильмы с оригинальными эстетическими решениями. Победитель «Особого взгляда» получает поддержку во французском прокате.
Программа «Синефондасьон». В этой категории представлены фильмы студентов киношкол с хронометражем не более часа. В отличие от двух предыдущих программ, тут нет запрета на размещение в интернете, как и в программе короткометражек — четвертой официальной программе Канн.
В добавок к этому Каннский фестиваль выбирает фильмы для внеконкурсной программы, в которую часто попадают премьеры блокбастеров (но это все равно должны быть фильмы с сильным режиссерским видением). Еще есть официальные спецпоказы, показы в кинотеатре на пляже и показы фильмов прошлых лет, которые можно охарактеризовать словом «классика», — над всеми этими секциями тоже работают отборщики.
Кроме того, одновременно с фестивалем проходит некоторое количество параллельных секций, в отборе участников которых каннские отборщики уже не участвуют. Самые известные из них — программы «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя кинокритики». Они не зависят от Каннского кинофестиваля, и у них свои кураторы и жюри. Еще есть множество событий калибром поменьше и очень разного содержания.
Элизабет Тейлор,
Канны, 1957
Задуманный как оппозиция Венецианскому кинофестивалю, Каннский и сегодня ставит себя в оппозицию, но уже голливудскому кино. Здесь любят оригинальное и сильное режиссерское видение, смелость художественных решений, эксперименты и вскрытие глобальных и локальных проблем и гораздо менее пекутся о том, сможет ли фильм собрать кассу. Собственно, Каннский кинофестиваль и создает прецедент, после которого кинокартина становится интересна более широкой аудитории, а режиссер, получивший на фестивале приз, становится интересен продюсерам и может рассчитывать на соответствующие своему новому статусу гонорары.
Каннский фестиваль ставит себя в оппозицию и самому себе прошлогоднему, не зацикливаясь на своих предыдущих достижениях и открытиях. Бывают более и менее удачные годы, когда программа фестиваля может быть сильнее или слабее, но Каннский кинофестиваль — всегда самый точный прибор, показывающий, какое сейчас наиболее актуальное кино и куда оно движется. Если в какой-то стране происходит расцвет кино — Канны это покажут, если отборщики разглядели новый тип художественного мышления, соответствующий духу времени, — Канны покажут и это тоже. Многие фильмы, получившие «Золотую пальмовую ветвь», уже стали классикой кино: «Сладкая жизнь» Феллини, «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, «Таксист» Скорсезе, «Секс, ложь и видео» Содерберга, «Шербурские зонтики» Жака Деми, «Летят журавли», «Криминальное чтиво» Тарантино, «Пианист» Полански и многие другие. Даже фильмы, выбранные отборщиками, но освистанные каннскими кинокритиками, попадают в историю: в этой роли побывали «Дикие сердцем» Дэвида Линча, «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, «Приключение» Микеланджело Антонини, те же «Криминальное чтиво» и «Таксист», а также другие ленты, сегодня обязательные к просмотру.
Грейс Келли,
Канны, 1955
По сути, Канны — слет профессионалов киноиндустрии. Проще всего туда попасть в качестве участника какой-то из программ или жюри, журналиста (но издание должно впечатлить организаторов своими просмотрами) или представителя кинорынка (то есть прокатчика или производителя). Еще есть категория «гость фестиваля», под которую обычно попадают уже бывавшие на фестивале кинематографисты или те, которых считает нужным пригласить сам Каннский кинофестиваль. Также можно подать аккредитацию как синефил, то есть участник киноклуба или студент киношколы, но тут придется писать мотивационное письмо. Другой вариант — подать заявку на волонтерство на сайте фестиваля и за свой счет поехать помогать проводить это грандиозное событие.