Стивену Спилбергу — 78! Собрали столько же фактов о самом кассовом режиссере Голливуда
Когда вы задумываетесь о знаменитых кинематографистах современности, то, вероятно, сразу же вспоминаете Стивена Спилберга. Сегодняшний именинник, 78-летний режиссер, снял культовые американские блокбастеры — от «Инопланетянина» до «Парка юрского периода», нашумевшие байопики «Линкольн», «Поймай меня, если сможешь» и «Список Шиндлера» и получил три премии «Оскар», две из которых — за лучшую режиссуру. В 78 фактах рассказываем о жизни мастера, чье имя точно останется в мировой истории кино.
Стивен Спилберг родился 18 декабря 1946 года в городе Цинциннати, штат Огайо, в семье эмигрантов-евреев с Украины и был старшим из четырех детей. Его отец Арнольд был практичным инженером-электриком, а мать Леа — талантливой и энергичной пианисткой. Именно она привила будущему режиссеру любовь к искусству и, кажется, передала сыну острый ум. «Я сказала Стиву, что если бы знала, насколько знаменитым он станет, то отлила бы свою матку в бронзе», — шутила она в интервью Los Angeles Times 1994 года.
Узнать больше о детстве и юности Спилберга можно, посмотрев самую личную (актер и сценарист Сет Роген рассказал The Hollywood Reporter, что несколько раз видел, как Спилберг даже плакал во время съемок), во многом автобиографичную его работу «Фабельманы» 2022 года. В картине маленький Сэмми Фабельман в исполнении Гэбриела Лабелля (альтер эго самого Спилберга) вынужден наблюдать, как отношения его родителей — пианистки Митци (Мишель Уильямс), бросившей мечту ради семьи, и прагматичного математика Бёрта (Пол Дано) — медленно разваливаются. Его единственное спасение — маленькие любительские фильмы, которые парень снимает на пленку вместе с приятелями и тремя родными сестрами.
Еще немного о «Фабельманах»: Спилберг уговаривал Дэвида Линча сыграть режиссера Джона Форда три недели, в чем ему активно помогала актриса Лора Дерн. Линч согласился, но поставил одно условие: на съемочной площадке должны были быть его любимые снеки Cheetos.
Семья Стивена постоянно переезжала из штата в штат вплоть до 1952 года: тогда его отца Арнольда наняла корпорация RCA, и Спилберги обосновались в Хэддон-Тауншип, Нью-Джерси. Здесь мальчик с 1953 по 1957 год посещал еврейскую школу.
Когда будущему режиссеру было 13 лет, Спилберги снова переехали, на этот раз в Финикс, штат Аризона. На новом месте не было еврейского сообщества, и мальчик отошел от иудаизма. Позже он расскажет, что в старшей школе его травили из-за национальности и он по-настоящему узнал, что такое антисемитизм: «Все те ужасные, травмирующие годы, которые я прожил в детстве, стали тем, из чего я черпаю творчество сегодня».
Спилберг ненавидит кофе. В одном из интервью он рассказал: «Я не пью кофе. Я ненавидел его вкус с детства».
С юных лет Спилберг знал, чем он хочет заниматься в жизни: уже в 12 снял первый домашний фильм о крушении игрушечных поездов, в 13 представил 40-минутную картину с военным сюжетом, роли в которой исполнили его одноклассники, а в 1963 году, в возрасте 17 лет, написал и срежиссировал первый полный метр — 140-минутный научно-фантастический космический триллер под названием «Пламя страсти». Бюджет последнего не превысил 600 долларов (их дал отец мальчика), но его показали в местном кинотеатре.
Вдохновили Стивена на полнометражный дебют его детские воспоминания, связанные с папой. Арнольд часто возил детей в пустыню показать падающие звезды: «Я понятия не имел, что происходит. Мне было страшно. Отец брал с собой кофе в термосе и одеяло, и мы ехали примерно полчаса. Наконец, сворачивая на обочину, видели, как несколько сотен человек лежат на спине и смотрят в небо. Отец находил свободное место, стелил одеяло, и мы ложились», — рассказывал Спилберг.
Позже «Пламя страсти» (1964) выльется в одну из его первых серьезных работ — «Близкие контакты третьей степени» (1977). В начале фильма главный герой, электрик Рой Нири (Ричард Дрейфусс), посреди ночи будит жену и сына и отвозит их в пригород в надежде показать НЛО, которое он увидел накануне. Ничего не напоминает?
Родители Спилберга развелись в 1966 году, когда Стивену было двадцать лет. Он решил остаться с отцом и переехал в Лос-Анджелес.
В школе Спилберг учился плохо. Из-за посредственных оценок его не приняли в киношколу Университета Южной Калифорнии, и Стивен поступил в Калифорнийский государственный университет в Лонг-Бич.
К слову, о трудностях с обучением: Спилберг боялся, когда его вызывали читать вслух на уроке, и из-за этого подвергался травле со стороны сверстников, а школьная администрация считала его ленивым. Только в 60 лет у Спилберга диагностировали дислексию. Тем не менее, как сказал кинематографист в интервью ABC, он «никогда не чувствовал себя жертвой» и вместо этого подружился с другими учениками, которые не вписывались в коллектив. И, если бы ему не пришлось преодолевать трудности, он, возможно, не стал бы тем режиссером, которым является сегодня. «Я думаю, что кино было моим спасением, способом уйти от всего этого», — заключил он.
Спойлер: колледж он бросил, но причина была веская — контракт с Universal Studios (см. пункт 15).
Во время студенческой экскурсии по Universal Studios молодой режиссер разговорился с одним из руководителей и получил пропуск, позволяющий ему посещать студию. Его запомнили охранники, и парень смог беспрепятственно находиться на территории топового продакшена, получая ценные знания, а позже устроился туда на неоплачиваемую работу помощником редактора.
В 1968 году Universal Studios предложила Спилбергу написать сценарий и снять короткометражный 26-минутный фильм «Эмблин». Эта работа так потрясла вице-президента кинокомпании Сида Шейнберга, что тот предложил парню контракт на семь лет, что сделало Стивена самым молодым режиссером, заключившим долгосрочное соглашение с крупной голливудской студией. Через год он бросил учебу в колледже, чтобы полностью посвятить себя режиссуре.
Когда 7 марта 2019 года умер продюсер Сид Шейнберг, Спилберг не мог прийти в себя: «Мое сердце разбито этой новостью, — сказал режиссер. — Позвольте просто сказать, что у Сида была яркая личность и доброе сердце. Он был самым стойким человеком из всех, кого я знал. Он положил начало моей карьере и сделал Universal моим домом. Он подарил мне «Челюсти», я подарил ему «Инопланетянина», а он подарил мне «Список Шиндлера». Мы были командой 25 лет, и он был моим дорогим другом 50 лет. Я не знаю, как смириться с тем, что Сида больше нет. До конца своих дней я буду в неоплатном долгу перед ним».
Гештальт с образованием Спилберг таки закрыл. В возрасте 50 лет он вернулся в колледж и получил степень бакалавра в 2002 году.
Чтобы не получать снисходительных оценок за одно только имя, Спилберг учился под псевдонимом, однако 12-минутный фильм к выпуску не готовил: преподавателям, к тому моменту уже догадавшимся, кем был талантливый студент, было достаточно «Списка Шиндлера» (1993) для выдачи диплома.
Работая в Universal, Спилберг успел приложить руку к популярным многосерийным проектам 1960–1970-х: «Ночная галерея», «Доктор Маркус Уэлби», «Наименование игры» и «Оуэн Маршалл: советник адвокатов». Однако в его телевизионной карьере есть одна выдающаяся работа — в 1971 году он снял пилотный эпизод культового детективного сериала «Коломбо».
В начале 1970-х Стивен Спилберг искал финансирование для собственных фильмов, но все было безуспешно. В итоге работа над сценариями сериалов дала ему хорошо зарекомендовать себя перед продюсерами, которые стали доверять ему более серьезные проекты.
Одним из таких стала криминальная драма «Шугарлендский экспресс» (1974), главные роли в которой сыграли Голди Хоун и Уильям Этертон. Картину удостоили приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а Спилберга критики назвали будущим «крупным режиссером».
Подбираемся к более известным широкому зрителю лентам мастера, а именно — к хоррору «Челюсти». После успеха «Шугарлендского экспресса» Universal пригласила Спилберга занять режиссерское кресло фильма о подводных монстрах, который в 1975 году вознес 27-летнего Спилберга в голливудскую стратосферу. На момент релиза это была самая кассовая картина из когда-либо снятых, к тому же она мгновенно стала классикой (почти 50 лет спустя мы это подтверждаем).
Работа над картиной «Челюсти» была чуть ли не самой сложной в карьере Спилберга. О непростых моментах стоит рассказать еще пятерку фактов (хотя их, разумеется, больше). Фильм снимали на натуре — в открытом море, — что создавало огромные проблемы из-за непредсказуемости погодных условий. Если на горизонте появлялся корабль, это портило кадр, и группе приходилось часами ждать, пока он не исчезнет. «Это просто сводило меня с ума», — рассказывал Спилберг позже.
Стивен вместе со сценаристом Карлом Готтлибом переписывал текст к «Челюстям» на протяжении съемок, потому что на момент старта смен он не был закончен.
«Орка» — лодка охотника на акул Квинта (Роберт Шоу) — в какой-то момент во время съемок затонула, и ее пришлось заменить, что задержало производство картины.
Акула была механическим муляжом (точнее даже, несколькими — для разных сцен), созданным для фильма. Ее не протестировали должным образом в соленой воде, и, когда команда погружала ее в море, та снова и снова тонула. Съемочная группа шутливо называла ее Брюсом в честь адвоката режиссера Брюса Рамера — парня с железной хваткой. Сам же Спилберг придумал для главной героини более грубое прозвище: «большое белое дерьмо».
Из этой технической неудачи вышло все-таки и кое-что хорошее. «У меня не было другого выбора, кроме как придумать, как рассказать эту историю без акулы. Поэтому я просто мысленно обратился к Альфреду Хичкоку: что бы сделал он в такой ситуации?.. По-настоящему пугает то, чего мы не видим», — делился Спилберг. Именно тогда кинематографист решил использовать точку зрения акулы для более пугающих кадров — они добавили саспенса.
В 1970-х Спилберг мечтал стать режиссером фильма о Джеймсе Бонде. Он безуспешно предлагал свои идеи Альберту Брокколи (продюсеру знаменитой серии о спецагенте) два раза подряд и даже упомянул Бонда в фильме «Челюсти», когда океанограф Хупер (Ричард Дрейфусс) вскрывает акулу и достает номерной знак Луизианы, начинающийся с трех знакомых цифр.
К слову, актера Ричарда Дрейфусса, одного из самых молодых обладателей «Оскара» (в 2003-м его обогнал по возрасту Эдриан Броуди), Стивен Спилберг не раз называл своим альтер эго.
В 1977 году Спилберг отказался снимать «Челюсти-2» и выпустил фантастическую драму «Близкие контакты третьей степени». Картину назвали лучшим фильмом пятилетия и наградили двумя «Оскарами»: за монтаж звуковых эффектов и лучшую операторскую работу.
Кокер-спаниель Спилберга Элмер снимался в фильмах «Шугарлендский экспресс», «Близкие контакты третьей степени», «1941» и «Челюсти».
Во время съемок «Близких контактов третьей степени» Спилбергу рассказали о некоем парне, который бегал по Лос-Анджелесу, выдавая себя за него. Что забавно: самозванец заставлял людей платить за его обед. Стивен был так расстроен, что разместил объявление в The Hollywood Reporter: «Доверчивым и беззащитным: человек, шагающий по улицам Лос-Анджелеса, не Стивен Спилберг. Стивен Спилберг в Алабаме, снимает "Близкие контакты третьей степени". По крайней мере, не позволяйте этому жалкому мошеннику заставить вас платить за ужин. В этом году Стивен Спилберг может позволить себе поесть».
Одного из самых известных персонажей — Индиану Джонса — Спилберг придумал во время отпуска с приятелем Джорджем Лукасом на Гавайях. Они часто отдыхали вместе, когда заканчивали работу над картинами: в мае 1977 года Спилберг только что завершил съемки «Близких контактов третьей степени», а Лукас — четвертого эпизода «Звездных войн». Последний предложил Спилбергу идею о крутом профессоре-археологе и его приключениях в поисках мифических артефактов и произнес: «Это кое-что получше Бонда…»
Кстати, Спилберг впервые услышал о Лукасе еще студентом, когда тот представил ленту «THX-1138» (1971) на кинофестивале Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Спилберг был впечатлен картиной, но, как он сам признавался, испытал зависть. «Проекту "THX-1138" я завидовал до мозга костей. Мне было восемнадцать лет, и к тому времени я снял пятнадцать короткометражек, но этот маленький фильм был лучше всех моих вместе взятых», — сказал он.
Только четыре года спустя, в 1975-м, пути кинематографистов снова пересеклись. Лукас был в гостях у Фрэнсиса Форда Копполы, где шел показ фильма Спилберга «Дуэль» (1972). Лукас решил, что посмотрит десять минут, чтобы понять, о чем картина: «Мне стало любопытно, и я хотел остаться на 10–15 минут. Но как только начал смотреть, не мог оторваться и понял, что этот парень действительно толковый и мне стоит узнать его получше».
Даже когда режиссеры подружились, между ними был дух здорового соперничества. Как мы упомянули, «Близкие контакты» и «Звездные войны» вышли в один год. Продюсер первой картины Майкл Филлипс вспоминал: «Стивен был очень расстроен тем, что "Звездные войны" нас немного опережали в прокате: они были нашим соперником».
Тем не менее Спилберг до сих пор зарабатывает на «Звездных войнах». В 1977 году Лукас был настолько уверен, что фильм провалится, что предложил Спилбергу пари — процент от кассовых сборов его научно-фантастического эпоса в обмен на ту же долю от «Близких контактов третьей степени». Спилберг рассказывал: «Джордж вернулся со постпродакшена "Звездных войн" в ужасном состоянии, чувствовал, что картина не соответствует его первоначальному замыслу. Он приехал в Алабаму, где я снимал "Близкие контакты", и провел со мной на площадке пару дней. Он сказал: "Боже мой, твой фильм будет намного успешнее моего. Это будет самый большой хит всех времен. Хочешь поменяться местами? Я дам тебе два с половиной процента от своей ленты, если ты дашь мне столько же от своей". Я сказал: "Конечно, по рукам". Да, "Близкие контакты" принесли так много, что спасли Columbia от банкротства, и это были самые большие деньги, которые я когда-либо зарабатывал, но относительно "Звездных войн" это был скромный успех. Я был счастлив получить такой бонус от фильма Лукаса».
В 1981 году Стивен Спилберг снял «В поисках утраченного ковчега» и запустил франшизу (до сих пор успешную) об Индиане Джонсе. Фильм получил рекордную кассу в 390 миллионов долларов и пять премий «Оскар» — за лучшие декорации, звук, монтаж, визуальные эффекты и особые достижения.
Главного героя франшизы должны были звать Индиана Смит. Фамилию Джонс Спилберг подарил ему в первый день съемок.
В «Индиане Джонсе» есть несколько пересечений со «Звездными войнами» и их автором: эпизод, в котором археолог хочет взорвать ковчег, выстрелив из гранатомета, снимали в том же каньоне в Тунисе, где и ленту Лукаса.
Еще одно забавное переплетение культовых лент: номер самолета Джока (Фред Соренсон) — ОВ-СРО. Эти обозначения отсылают к именам героев «Звездных войн» — Оби-Ван и C-3PO.
Для сцены в Колодце душ создатели ленты скупили в лондонских зоомагазинах всех змей. Тем не менее Спилбергу все равно было мало, и пришлось сделать из шлангов их имитацию. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, какие змеи — подделка.
В Тунисе во время съемок дизентерией переболела почти вся команда фильма, кроме Стивена Спилберга. Режиссер ел только то, что привез с собой, — чаще всего это были консервированные спагетти.
К слову, о дизентерии. Эпизод в Каире, когда Джонс стреляет в размахивающего саблей араба, задумывалась как технически сложный поединок, в котором Индиана должен был отбиваться хлыстом. Исполнитель главной роли Харрисон Форд на тот момент как раз страдал от боли в желудке и никак не мог участвовать в эпизоде. Альтернативу попроще, с выстрелом, предложил Спилберг.
Харрисон Форд, однако, работал в полную силу: в сцене, где Джонс бежит от гигантского камня, актер вышел без дублера, хотя шар из стеклопластика весил почти 100 килограммов.
На следующий год у Спилберга вышел «Инопланетянин» — научная фантастика, поднимающая вопросы взросления. Премьера на Каннском кинофестивале вызвала восторженную реакцию критиков. Фильм получил четыре премии «Оскар» (лучший звук, монтаж звука, визуальные эффекты и оригинальный саундтрек) и два «Золотых глобуса» (лучший фильм и саундтрек). В мировом прокате космическая драма собрала 700 миллионов долларов.
Харрисон Форд мог бы появиться и в «Инопланетянине» в роли директора школы, но единственный эпизод с его участием вырезал Стивен Спилберг, полагая, что присутствие «Индианы Джонса» запутает зрителя.
Новый фильм — новый диалог Спилберга и Лукаса. В сцене празднования Хэллоуина в «Инопланетянине» ребенок, который встречается на пути внеземного существа, названного Е.Т., одет как Йода из пятого эпизода «Звездных войн» (того, где империя наносит ответный удар). В это время звучит фрагмент темы «Йода» композитора Джона Уильямса. Более того, в комнате Эллиота (Генри Томас) можно найти игрушечных персонажей «Звездных войн». Джордж Лукас, в свою очередь, показал нескольких E.T. в фильме «Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза» (1999).
В самом знаменитом кадре Спилберга из «Инопланетянина» нет никакого цифрового обмана. На нем E.T. и Эллиот пролетают на фоне Луны. Кажется волшебством, но все, что видит зритель, снято вживую. Команде по спецэффектам — Industrial Light and Magic — потребовались недели на поиски подходящего места: они использовали обычные и астрологические карты, чтобы найти идеальное время, когда полная луна будет низко висеть среди деревьев. Вместо героев здесь их масштабные модели, но все остальное — настоящее.
Спилберг трижды снимал самые кассовые фильмы в истории. «Челюсти» превысили предыдущий рекорд («Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы 1972 года) и собрали в 1975 году 470 миллионов долларов. Затем, в 1982 году, «Инопланетянин» сместил «Звездные войны» с пьедестала, собрав 792 миллиона долларов. А «Инопланетянина» обогнал «Парк юрского периода», который в 1993 году собрал 914 миллионов долларов по всему миру. Ленты Спилберга в общей сложности собрали больше денег, чем картины любого другого режиссера, — в совокупности около 10,5 миллиарда фунтов стерлингов.
А теперь подробнее о «Парке юрского периода»: борьба за право экранизировать роман Майкла Крайтона «Jurassic Park» 1990 года началась еще до публикации. Главным условием писателя был стартовый гонорар в 1,5 миллиона долларов и процент от будущих сборов. Среди заинтересовавшихся книгой киностудий были Warner Bros., Columbia Pictures и 20th Century Fox, видевшие в режиссерском кресле Тима Бертона, Ричарда Доннера и Джо Данте соответственно. Однако в мае 1990-го права достались Universal, которая доверила ленту Стивену Спилбергу.
Актрису Ариану Ричардс Стивен Спилберг пригласил на роль Лекс после того, как обратил внимание на ее игру в сериале «Арлина и Кимберли» (1991). Больше всего режиссера интересовало насколько хорошо и громко девушка сможет кричать. О Ричардс он скажет, что не слышал столь правдоподобных криков ужаса со времен хоррора «Кинг-Конг» (1933).
Планку самого кассового «Парк юрского периода» держал 4,5 года — до выхода «Титаника» в 1997-м.
Спилберг не стеснялся цитировать сам себя. В «Парке юрского периода» на экране компьютеров программиста Недри (Уэйн Найт) можно увидеть фрагмент из «Челюстей».
Спилберг ни капли не сомневался в коммерческом успехе «Парка юрского периода». Настолько, что еще на этапе постпродакшена ленты он приступил к съемкам следующей — «Список Шиндлера» (1993). Кому он доверил довести проект? Разумеется, Джорджу Лукасу.
«Список Шиндлера» получил еще больше премий «Оскар» — целых семь: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшие декорации, лучшую операторскую работу, лучший монтаж, лучший саундтрек и лучший сценарий. Американский институт кино включил его в список ста лучших из когда-либо созданных кинокартин.
Когда Спилберг впервые показал композитору Джону Уильямсу отрывок из «Списка Шиндлера», тот был настолько тронут, что ему пришлось на несколько минут выйти на улицу, чтобы прийти в себя. Вернувшись, он сказал Спилбергу, что тот заслуживает лучшего сочинителя. Режиссер ответил: «Я знаю, но они все мертвы».
Спилберг страшно ценит вклад Джонни Уильямса в свои проекты: «Я всегда чувствовал, что Джонни был моим музыкальным редактором. Он приходил, смотрел фильм и переписывал его в музыкальном плане. Делал его намного лучше. Мог взять слезу, которая только что навернулась на твой глаз, и заставить ее упасть».
Уильямс написал музыку к 28 картинам Спилберга, получил премию «Оскар» за три из них и был номинирован еще на 14. За десятилетия сотрудничества одними из самых ярких работ стали «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени», фильмы об Индиане Джонсе, «Инопланетянин», «Парк юрского периода», «Список Шиндлера» и «Поймай меня, если сможешь».
На «Списке Шиндлера» Спилберг не заработал. В интервью Today он рассказал, что посчитал неправильным брать деньги за ленту о немце, спасшем польских евреев от холокоста. «Я не взял ни цента из прибыли, которую получил за "Список Шиндлера", потому что фильм пропитан кровью», — сказал он. Вместо этого пожертвовал прибыль Фонду Шоа при Университете Южной Калифорнии, который он основал в 1994 году для сохранения интервью с жертвами и свидетелями холокоста.
Спилберг предлагал постановку «Списка Шиндлера» Роману Полански, но режиссер отказался из-за личной травмы: его мать умерла в Освенциме.
Именно со «Списка Шиндлера» началось сотрудничество Спилберга с оператором Янушем Камински — они неразлучны в работе до сих пор.
Во время съемок «Списка Шиндлера» актер Робин Уильямс каждые две недели звонил Спилбергу, чтобы поднять ему настроение разными шутками: на площадке была гнетущая атмосфера, с которой было трудно справляться.
В 1998 году Стивен Спилберг снял эпопею «Спасти рядового Райана», действие которой разворачивается во время Второй мировой войны. За эту работу режиссер получил свой второй «Оскар». Кроме того, киноакадемики отметили наградой операторскую работу, монтаж и звук.
Это последняя лента, взявшая «Оскар» за лучший монтаж, из тех, что монтировали без применения цифровых технологий.
Военный фильм не допустили к прокату в Индии по причине слишком большого количества сцен насилия. В связи с этим Спилберга попросили вырезать из версии для этой страны самые жестокие моменты картины. К удивлению прокатчиков, режиссер не согласился и предложил вообще отказаться от релиза. Премьер-министр Индии посмотрел ленту и решился выпустить на экраны страны оригинальную версию без купюр.
Многие ветераны Второй мировой войны благодарили Спилберга за достоверное кино. Режиссер не побоялся натуралистичности и для съемок сцен, в которых солдатам отрывает руки и ноги, пригласил настоящих инвалидов.
В 2001 году Стивен вернулся к жанру научной фантастики и выпустил драму «Искусственный разум». В первый уик-энд фильм собрал в США более 29 миллионов долларов, заработав впоследствии по всему миру 236 миллионов.
Фильм еще в 1969-м задумывал Стэнли Кубрик — 30 лет вынашивал идею, а до реализации не дожил. Стивен Спилберг исполнил его желание.
Из последующих коммерчески успешных картин ключевыми стали «Особое мнение» и «Поймай меня, если сможешь» (2002), «Терминал» (2004), «Война миров», «Мюнхен» (2005) и «Линкольн» (2012).
К байопику о 16-м президенте США Стивен Спилберг готовился 12 лет — проводил исследования, которые позволили точно воссоздать резиденцию Авраама Линкольна. Звук тиканья часов в фильме — это звук его настоящих карманных часов из Kentucky Historical Society во Франкфурте, штат Кентукки (именно их он носил в день его убийства).
Стивен Спилберг — крестный отец двух известных актрис — Гвинет Пэлтроу (он даже снимал ее свадьбу) и Дрю Бэрримор, с которой он познакомился во время съемок «Инопланетянина», когда Бэрримор было всего семь лет.
На съемках фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984) режиссер познакомился с актрисой Кейт Кэпшоу. Они поженились в 1991 году и вместе до сих пор. С Кейт у них шестеро детей: трое биологических, двое приемных и одна падчерица.
Режиссер выступает за усыновление. Вместе с Кэпшоу Спилберг в 1990 году стал соучредителем организации Children’s Action Network, которая стремится устроить детей в любящие семьи.
Спилберг стал первым человеком, по образу которого прижизненно смоделировали фигурку Lego.
Стивен большой поклонник американского художника Нормана Роквелла. Картина «Дети, танцующие на вечеринке» 1918 года входит в коллекцию Спилберга.
В 1987 году Спилберг снялся в клипе Майкла Джексона «Liberian Girl».
Стивен Спилберг не собирается уходить на пенсию. Вообще.
Другие истории
Подборка Buro 24/7