Полная программа с комментариями куратора кинофестиваля Стаса Тыркина
В институте «Стрелка» пройдет второй кинофестиваль Otkritie x Strelka Film Festival. Он откроется лентой Бориса Хлебникова «Аритмия», которая получила главный приз на фестивале «Кинотавр». Всего будет представлено девять картин, среди которых боевик «Малыш на драйве» с Кевином Спейси, триллер «Хорошее время» с Робертом Паттинсоном и драма «Сувенир» с Изабель Юппер. Мы поговорили с куратором Otkritie x Strelka Film Festival Стасом Тыркиным о том, как была собрана такая необычная программа, в которой нашлось место как для авторского кино и живой классики, так и для мейнстрима.
Премьера состоялась на на 28-м кинофестивале «Кинотавр»
Когда: 19 июля, 22:00; 20 июля, 22:00
Награды: Гран-при «Кинотавра», приз за лучшую мужскую роль (Александр Яценко)
Рейтинг критиков: 90/100 («Критиканство»)
В этом году российский кинематограф оплакивает институт семьи. Все внимание публики сосредоточено на двух фильмах о разводе — «Нелюбви» Андрея Звягинцева и «Аритмии» Бориса Хлебникова. Для Звягинцева распад семьи — экстремальная ситуация, в которой люди доходят до психологических пределов, а для Хлебникова — всего лишь рядовой случай.
Однако внимательный взгляд, безусловно, усмотрит за бытовой историей социальную проблематику — неизбежную в фильмах о врачах. Взгляд искушенный заметит конфликт чувства и долга, в то время как для непритязательного зрителя «Аритмия» станет лирическим кино о сильных людях, которые не теряют оптимизма даже в самых тяжелых ситуациях. Именно последнее обеспечит картине Хлебникова всенародную любовь — зрителю проще смотреть на проблемы с горькой иронией, нежели с холодной миной врача, свойственной Звягинцеву.
В центре «Аритмии» — врач по имени Олег (Александр Яценко), который между сменами на скорой не замечает, как потерял всякий контакт со своей женой (Ирина Горбачева). Семья оказывается на грани развода, и Олегу нужно в течение нескольких недель съехать с общей квартиры. На работе ситуация тоже обостряется: там появляется новый начальник, который ставит отчетность и регламент выше человеческой жизни.
Стас Тыркин. Здесь все просто. «Аритмия» — один из лучших российских фильмов года. Лучший фильм Хлебникова, лучшая роль Яценко. Фильм, который все очень ждали — во всех смыслах: билетов на открытие фестиваля давным-давно нет.
Участник конкурсной программы кинофестиваля в Карловых Варах
Когда: 21 июля, 22:00
Награды: Приз экуменического жюри (кинофестиваль в Карловых Варах)
Другой Берлин мы видим в «Кондитере» — дебютной картине израильского режиссера Офира Рауля Грайзера. Вместо агрессивной сексуальности «Взрывной блондинки» здесь расцветает чувственность иного плана. Немецкий кондитер Томас знакомится с женатым евреем Ореном и влюбляется в него. Мужчины вынуждены скрывать «любовь, что таит свое имя». Связь заканчивается трагедией — Орен погибает в автокатастрофе. После этого Томас отправляется в Иерусалим, где устраивается на работу к его жене. Связанные любовью к Орену, они бросают все силы на содержание кафе. Упоение, с которым они готовят торты и рулеты, способно легко отвлечь зрителя от любых подтекстов фильма — как от религиозных конфликтов, так и от столкновения германской и еврейской культуры. Соблазн подобрать к «Кондитеру» какую-нибудь кулинарную метафору слишком велик, но мы постараемся обойтись без них. Достаточно знать, что гурманы от кинематографа точно не будут разочарованы.
Стас Тыркин. Лучший фильм конкурса фестиваля в Карловых Варах. Отличная современная мелодрама с нетрадиционным любовным треугольником в центре и очень вкусный фильм — первое настоящее слюноотделительное фуд-порно со времен «Шоколада».
Когда: 22 июля, 22:00
Награды: «Лалай-балалай» — главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр»
Рейтинг критиков: «Сувенир» — 80% (Rotten Tomatoes)
Незаслуженно обойденная американской киноакадемией Изабель Юппер примеряет в «Сувенире» необычное амплуа — комедийное. Бывшая певица Лиллиан не смогла достичь высот в музыкальной индустрии и теперь работает на фабрике по производству паштетов. Рутину прерывает молодой боксер Жан, который напоминает Лиллиан о былых мечтах.
Конечно, можно сказать, что сюжет звучит не ново — духоподъемных фильмов о вышедших в тираж звездах более чем достаточно. Да и ромкомов, где у героев значительная разница в возрасте, мы видели немало. Однако сентиментальный зритель просто не сможет пройти мимо «Сувенира» — ведь в нем Изабель Юппер поет.
А на подходящий лад настроит короткометражка «Лалай-балалай», в июне покорившая жюри «Кинотавра». Опоздать на нее — значит пропустить настоящий мастер-класс: всего за 13 минут режиссер Руслан Братов умудряется «переострить» значительную часть современных российских комедий.
Стас Тыркин. В принципе, я показываю фильмы только потому, что сам хочу их пересмотреть. «Лалай-балалай» — это прекрасно продуманное, очень смешное и отлично сделанное кино, без скидок на метраж и прочие условности. Добавьте к этому содержащийся в нем остроумный образ современной (и не только) России.
Изабель Юппер не так часто (и не столь успешно) проявляет комическую и лирическую стороны своего дарования, а также неудержимое желание петь. В милейшем «Сувенире» все это есть, как и полузабытый шарм французского кино, хотя по паспорту фильм бельгийский.
Премьера состоялась в рамках Каннского кинофестиваля 1973 года
Когда: 23 июля, 22:00
Рейтинг критиков: 80 % (Rotten Tomatoes)
Чилиец Алехандро Ходоровски в представлениях не нуждается — какой бы текст ни следовал под заглавием «Святая гора», поклонники режиссера все равно раскупят все билеты. О безусловной популярности Ходоровского говорит всего один факт — он так и не смог снять «Дюну», однако это не помешало некоторым журналистам окрестить ее «величайшим неснятым фильмом».
Для тех же, кто сумеет подрезать киноманов в очереди в кассу, рассказываем, — на фестивале «Стрелки» покажут отреставрированную фестивальную копию фильма. С премьеры прошло более сорока лет, и за эти годы «Святая гора» стала живой классикой. Что же до убойного сочетания христианства и буддизма, то оно не устареет до тех пор, пока жива религия как таковая, а человечество занимается поисками бессмертия. То есть никогда.
Стас Тыркин. Я показывал две последние по времени картины Ходоровского в своей программе на ММКФ и видел, какие толпы они собирают. Уверен, что не останется без внимания и его кислотная классика — нисколько не постаревшая, до сих пор поражающая своей смелостью сюрреалистическая феерия 1973 года! Не пропустите уникальную возможность увидеть ЭТО на большом экране!
Участник секции Another View на кинофестивале в Карловых Варах
Когда: 24 июля, 22:00
Труди Стайлер известна кинокритикам как продюсер фильмов Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», а всему остальному миру как «жена Стинга». Кто бы мог подумать, что именно она превратит школьную комедию о трудном подростке с жаждой самовыражения в нечто столь яркое и свежее?
Хотя, казалось бы, консервативную школу и накрашенных мальчиков мы уже видели в прошлогоднем «Синг-cтрит» ирландца Джона Карни. Однако Стайлер выводит очередную историю о подростковом бунте на новую высоту, добавляя в нее провокационную квир-составляющую.
Школьник Билли одержим страстью к переодеваниям, что, разумеется, не встречает понимания у его одноклассников. Но, даже столкнувшись с травлей, подросток намерен идти до конца и вступает в бой за звание «Королева школы».
Стас Тыркин. Актуальный и симпатичный дебют Труди Стайлер, ранее известной как жена Стинга, не стесняется проговаривать смыслы, которые считаются слишком «очевидными» для «искусства». Американцы вот не стесняются — поэтому фриком у них считается Дональд Трамп, пародия на выборную кампанию которого есть в этой упоительной «школьной комедии».
Когда: 25 июля, 22:00
Награды: Гран-при кинофестиваля «Движение»
Рейтинг критиков: 80% («Критиканство»)
Перед нами кино, наличие которого в программе не позволяет применить к фестивалю эпитеты «легкий» и «летний». Режиссерский дебют Ани Крайс стал победителем омского «Движения» и уже удостоился лестных сравнений с творчеством Балабанова. Действие «Нашла коса на камень» разворачивается в 2000 году, однако в новое тысячелетие его герои вступают со старым постсоветским багажом. Антон возвращается с Чеченской войны на поминки по младшему брату. В родном Иванове его ждет новая череда трагедий — влюбленная в него девушка становится жертвой изнасилования, а его мать-иеговистка случайно совершает убийство.
Стас Тыркин. Я открыл для себя этот фильм, конечно, не в Омске, а у себя на диване, глядя присланные для фестиваля «Движение» ссылки. Параллельно мне рассказала об Ане Крайс актриса Елена Лядова. Вместе с жюри «Движения», единогласно отдавшим Крайс главный приз, нам удалось открыть для российского кино яркое новое имя. Сейчас время познакомить с ней и более широкую общественность. Лично я вижу в Крайс наследницу Балабанова, а Ксения Кутепова еще не играла в кино ничего более смелого.
Когда: 26 июля, 22:00
Награды и отзывы критиков: Премия за лучший саундтрек (70-й Каннский кинофестиваль)
Роберт Паттинсон, безусловно, отвоевал себе статус «серьезного» актера, однако «Хорошее время» стало мощной заявкой на звание актера категории А. Тем удивительнее, что первоклассную работу ему удалось показать на довольно привычном материале. В «Хорошем времени» он играет Конни — мелкого грабителя банков, который, помимо всего прочего, опекает своего умственно отсталого брата Ника. Все переворачивается в одну из ночей — Конни берет на дело брата, но его план с треском проваливается и Ник попадает за решетку.
Стас Тыркин. Самые молодые участники Каннского конкурса этого года, братья Сафди, сняли свежую и энергичную картину, в которой Роберт Паттинсон, как говорят, сыграл лучшую роль своей жизни. Головокружительное действо уложено в одни сутки и всего в 100 минут экранного времени — с точки зрения зрителя это и вправду «good time».
Участник основного конкурса 70-го Каннского кинофестиваля
Когда: 27 июля, 22:00
Награды и отзывы критиков: 67% (Rotten Tomatoes), 78/100 («Критиканство)
«Кроткая», еще будучи в программе Каннского кинофестиваля, пострадала от политической конъюнктуры. Журналисты усмотрели в фильме антироссийское высказывание и со злорадством заявляли, что фильм украинца Сергея Лозницы встретили в Канне свистом. Теперь, когда, хочется верить, лишний шум улегся, «Кроткую» можно посмотреть непредвзято. Отбросить стоит не только политику, но и ассоциации с повестью Достоевского. Лучше вообще изгнать все ассоциации с днем сегодняшним и затаить лишь одну мысль — о кроткой, смиренной женщине, которая безучастно движется сквозь гротескный балаган. Вечный образ, который смотрится органично в любую эпоху.
Стас Тыркин. На вечеринке в Карловых Варах Сергей Лозница спросил меня: «Как ты думаешь, в России получится показать этот фильм?». У меня есть вопросы к этой картине, которую в допропагандистскую эпоху, когда люди хоть изредка включали голову, назвали бы «спорной» и «дискуссионной». Но никогда не было сомнений в том, что зрители должны сами оценить эту работу интереснейшего, думающего, концептуального автора.
Бесплатный показ
Когда: 28 июля, 22:00
Награды и отзывы критиков: 95% (Rotten Tomatoes)
Автор трилогии «Кровь и мороженое» Эдгар Райт уже много лет снимает кино либо про гиков («Скотт Пилигрим против всех»), либо для гиков («Армагеддец»). В 2006 году ему доверили экранизацию комикса «Человек-муравей», однако спустя восемь лет работы над проектом Райт покинул режиссерское кресло из-за творческих разногласий со студией. Сейчас можно с уверенностью сказать, что все обернулось лучшим образом — «Малыш на драйве» чрезвычайно изобретателен и едва ли возник в результате каких-либо компромиссов.
Стас Тыркин. Лучшего фильма для закрытия и быть не может! Добавьте к высокооктановым погоням «Форсажа» щепотку мозгов, хипстерский юмор, превосходный саундтрек и великолепные актерские работы Кевина Спейси, Джейми Фокса и обаятельного новичка Энсела Эльгорта — и вы получите представление о том, что это за кино.
Другие истории
Подборка Buro 24/7