Каннибалы, ведьмы и призраки-абьюзеры: 6 фем-хорроров
Хорроры и триллеры — отличная упаковка для метафор: под маской убийцы с топором или страшного монстра может скрываться проблема домашнего насилия, расизм или абьюз. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина выбрала шесть страшных кинолент, к которым можно смело применить эпитет «феминистские» — их героини борются не только со сверхъестественным злом, но и токсичной средой, неравенством и харассментом. P. S. Осторожно: в тексте есть спойлеры!
Сходив на неудачное свидание с парнем из «Тиндера», Ноа (Дэйзи Эдгар-Джонс) знакомится в магазине со Стивом (Себастиан Стэн). В отличие от парней из дейтинг-приложений, он обаятельный, шутит и не хватает сразу за коленки. Разумеется, когда после третьего свидания парень позовет на выходные в лес, Ноа согласится. Но поездка закончится не так, как предполагалось: Стив отвезет ее в загородный дом, посадит на цепь и скажет, что скоро съест.
«Fresh» (на русский название перевели максимально неаппетитно — «Свежатина») — фильм клипмейкерши Мими Кейв, который показали на последнем фестивале «Санденс». В своем полнометражном дебюте она буквализировала метафору — симпатичных девушек воспринимают как мясо: в фильме по их ляжкам и груди (в форме отбивных и котлет) вожделеют жирные толстосумы. Но главная героиня не ждет, чтобы ее пожалели, — она способна постоять за себя.
Скромная Жюстин (самоотверженная игра Геранс Марилье) приезжает на учебу в ветеринарный колледж. Как и все первокурсники, она должна пройти обряд посвящения — новичков заставляют полуголыми маршировать ночью, обливают краской и, чтобы проверить преданность профессии, заставляют съесть кусок сырого мяса. Жюстин — вегетарианка, которая принципиально не ест животных, но она вынуждена уступить. И, преодолев отвращение, она испытывает неутомимый голод.
«Сырое» — еще один фильм про нетрадиционную диету в этой подборке — дебют француженки Жюлии Дюкурно, которая подняла жанр боди-хоррора на недостижимую высоту. К слову, ее следующая картина «Титан», тоже боди-хоррор, получила в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». «Сырое» — кино не только о взрослении и сексуальности, как его трактуют, но и о необходимости принять себя, даже если правда не самая приятная. Вместе с инстинктами в главной героине пробуждается огромная сила: когда реки крови, льющиеся с экрана, схлынут, окажется, что перед нами — по-своему вдохновляющее кино.
Молодая вдова (Джесси Бакли) снимает дом в английской глуши, чтобы оправиться после трагедии: муж на ее глазах выбросился из окна, заявив, что в смерти виновата она. Но отдохнуть на природе не получается: погуляв по зеленым-зеленым лесам и полям, она замечает, что все мужчины в деревне, от простодушного владельца дома (Рори Киннер) до местного священника (тоже Рори Киннер), обращают на нее подозрительно пристальное внимание.
«Род мужской» — новый фильм Алекса Гарленда, который начинал карьеру как сценарист («Пляж», «Пекло»), а в последние годы переквалифицировался в режиссера. Он снял фантастику со смыслом и женщинами в главных ролях: «Из машины», «Аннигиляция». «Род мужской», который показали на последнем Каннском кинофестивале, продолжает взятый Гарлендом курс. Все мужчины в фильме на одно лицо, и, какими бы дружелюбными они ни казались сначала, по итогу проявляется их абьюзивность. Раз за разом они воспроизводят одну и ту же токсичную установку: женщина — сосуд греха, источник порока и должна нести за это наказание.
Элоиза (Томасин Маккензи) приезжает из провинции в Лондон, чтобы стать дизайнером. Студенческое общежитие она меняет на старомодную съемную квартиру, где начинает видеть красочные сны про молодую амбициозную певицу Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которая строит блистательную карьеру в Лондоне 60-х. Но видения, которые нравятся Элоизе больше скучной действительности, скоро превращаются в кошмары, а граница между миром фантазий и реальностью размывается.
Эдгар Райт — один из самых любимых режиссеров-гиков, создатель трилогии «Кровь и мороженое» («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец») снял кино, очень типичное и нетипичное для него одновременно. С одной стороны, «Прошлой ночью в Сохо» — признание в любви к прекрасной минувшей эпохе, свингующим 60-м, и, как и другие фильмы меломана-Райта, музыкальный путеводитель по ней. С другой, поклонники режиссера вряд ли могли бы предугадать фем-разворот во второй части картины. Призраки, которые преследуют главную героиню, оказываются не просто сгустками потусторонней энергии — и скорее заинтересуют не столько охотников за привидениями, сколько активисток движения #MeToo.
В начале XVII века семья пуритан из Новой Англии, поругавшись с общиной, уезжает из города и селится в поле на опушке дремучего леса. Со всем религиозным рвением они берутся за освоение этой холодной земли, но дела не ладятся: посевы и животные гибнут, а младший сын Сэмюэл пропадает. В произошедшем винят старшую дочь Томасин (еще одна роль Ани Тейлор-Джой), которая присматривала за ребенком. Томасин считает, что искать младенца нужно в лесу. Правда, ходить туда страшно — в округе говорят, что там живут ведьмы.
«Ведьма» — полнометражный дебют одного из самых популярных артхаусных режиссеров Роберта Эггерса («Маяк», «Варяг»), который вышел с подзаголовком «Сказка Новой Англии». Эггерс снимает старую сказку про страшную ведьму из леса, но не с точки зрения бедных селян, которые страдают от злой силы, а самой ведьмы. Еще точнее, это история превращения в ведьму: если долго говорить женщине, что она источник греха и ведьма, она ею и станет. Сам Эггерс рассказывал, что не собирался делать феминистское высказывание, но «обнаружил, что, когда рассказываешь историю ведьмы, это оно и есть».
Двое подруг-студенток, блондинка (Бетси Браун) и брюнетка (Мэдлин Куинн), решают снимать квартиру на Манхэттене. Как только они заселяются в новое жилье, их начинают мучить кошмары о растлении девочек. Следом в дверь стучится незнакомка (Даша Некрасова, режиссер фильма), которая с порога заявляет, что расследует дело Джеффри Эпштейна и должна обследовать квартиру. В ней устраивали оргии или что похуже.
«Ужас на 61-й улице» сняла американка с белорусскими корнями Даша Некрасова. Она, кстати, ведущая подкаста «Красная угроза», в котором разбираются различные конспирологические теории. Это кино намеренно кэмповое и жирно конспирологическое: главные героини в одной из сцен бегло перечисляют несколько теорий заговора. Впрочем, обвинения лента предъявляет вполне серьезные: безусловное зло и причина проклятия в нем — богатые властные мужчины, которые думают, что им все дозволено.
18.07.22, 15:55