Почему надо посмотреть драму «Ника» с Лизой Янковской и Анной Михалковой? Вот 5 причин
Еще студенткой Василиса Кузьмина наткнулась на статью о советских вундеркиндах — так она узнала о Нике Турбиной. Судьба погибшей в 27 лет поэтессы вдохновила начинающего режиссера, и появилось кино. Основой для сценария стали биография «Тайна жизни Ники Турбиной», которую в 2018-м написал Александр Ратнер, документальные фильмы и рассказы знакомых девушки. «Меня поразило то, как эта девочка читает стихи, эта абсолютная недетскость взгляда и даже в какой-то степени демонизм. До этого я никогда про нее не слышала и пошла к маме с вопросом, знает ли она, кто это. Мама, конечно, знала, как и все, кто жил в Москве, Петербурге или Ялте в середине 1980-х. О Нике тогда писали все газеты, она собирала стадионы, ездила в Америку, получила в Венеции приз за поэзию (до нее такой приз вручался только Анне Ахматовой)», — делится Кузьмина.
По словам одного из продюсеров, Федора Бондарчука, пройти мимо такого материала было невозможно: «Есть очень необычная история, есть интересное время, в котором происходит эта история. Есть невероятная энергия авторов и талантливый актерский ансамбль. Получается сильное эмоциональное кино о том, что знакомо и близко каждому».
Команде потребовалось полтора месяца репетиций и еще два — съемок, 35-мм пленка и вещи конца 1990-х — начала 2000-х годов (технику, бытовые мелочи и одежду искали в интернете и по друзьям или приносили из дома), чтобы на выходе получить 96-минутный фильм. «История Ники, исчерпывающе описанная Александром Ратнером, привлекла меня возможностью поразмышлять о поиске потерянной идентичности — это универсальная проблема, с которой сталкивается каждое поколение во все времена. Плюс в каком-то смысле Ника — это портрет целой эпохи, растерянного на излете 1990-х поколения молодых людей, которые изо всех сил пытались собрать себя из всех доступных культурных кодов в диапазоне от "Гарри Поттера" до MTV», — говорит сценаристка Юлия Гулян. Кузьмина добавляет, что съемка подвижной камерой на 35 мм (несмотря на множество ограничений, связанных с пленкой) была крайне важна. Именно такой подход позволил добиться живого, осязаемого изображения, сохранив высокую степень достоверности.
Точнее, их отсутствие. Сложности с авторским правом не позволили режиссеру использовать реальные стихотворения Ники. Выход нашли в произведениях современных авторов, которые оказались близкими Турбиной по духу.
В марте Кузьмина отвезла работу на кинофестиваль South by Southwest (SXSW) в американском Остине. «Ника» оказалась единственным проектом на иностранном языке, который принял участие в основной конкурсной программе. Продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель уверены, история Турбиной — универсальная. Это та самая история, которая трогает родителей и задает вопрос: «Как бы поступил я?» На самом деле вопросов в картине намного больше. «Сможет ли Ника преодолеть прошлое и снова начать жить? Что это такое — быть восхваляемым всеми ребенком, а затем никому не нужной, даже собственной матери, девушкой? Что страшнее — нелюбовь толпы или нелюбовь самого близкого тебе человека? Человека, который должен был любить тебя безусловно?» — говорит Кузьмина.
На SXSW Лиза Янковская получила специальный приз жюри: «Этот замечательный, сделанный с большой любовью сценарий сразу в меня попал. Никогда так не стремилась в проект, как в этот раз. Кстати, за год до съемок "Ники" мы с Ильей Носоченко должны были делать спектакль про Турбину. Так что я была полностью в материале и даже не поверила, когда меня позвали на пробы. Подумала: «Неужели снова Ника?! Ну, привет!» Я счастлива была работать с Аней Михалковой, она многому меня научила, она фантастически тонкий партнер! Настоящая МАТЬ».
Сама Михалкова сразу согласилась на предложенную роль: «Во-первых, потому что я помню Нику Турбину: я видела ее во ВГИКе как раз в тот период жизни, о котором мы снимали, — уже на излете того феномена, которым она была в детстве, раненую и сломленную. Ну и, конечно, мне было интересно разобраться в этих героях, понять драму взаимоотношений родителей и детей-вундеркиндов. Родители таких детей делают все ставки на ранний талант ребенка, искренне вкладываются в его судьбу, не понимая, что в конечном итоге ограничивают его мир. В то же время они поднимают ребенка на такую вершину успеха, которую практически невозможно повторить после: когда человек взрослеет, умиление от забавного малыша проходит, а сверстники осваивают те же навыки часто лучше юных гениев. Потребность в повторении раннего, несвоевременного успеха никуда не исчезает, и это разрушает людей. Страдают в итоге обе стороны, это часто заканчивается трагедией. Так получилось и с Никой».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7