Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже»
С 20 по 30 января в лектории Музея современного искусства «Гараж» в рамках программы «Как дела на Западе?» покажут новое немецкое кино. Среди фильмов — дебют классика Александра Клуге «Прощание с прошлым», алкогольная одиссея Ульрике Оттингер «Билет в один конец» и победитель Берлинского фестиваля «Палермо или Вольфсбург» Вернера Шрётера. Кратко рассказываем о каждом, а также объясняем, почему работы режиссеров, о которых вы могли не слышать, заслуживают внимания.
20 января
Драма Сохраба Шахид-Салесса — режиссера, который родился в Иране, учился в Париже, умер в США, но больше всего снимал именно в Германии (там же его трижды номинировали на «Золотого медведя»). Главный герой «Времени взросления» — девятилетний Микаэль, который живет с матерью, приходящей домой под утро, и мечтает о велосипеде. Шахид-Салесс пристально следит за выполнением рутинных обязанностей в этой маленькой семье — пробуждение, приготовление еды, сборы в школу. Но спокойное повествование (постановщик подражает своему кумиру Антону Чехову) не смягчает драматизма: мать скрывает от сына, что она торгует собой. Фильм представит приглашенный куратор программы «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» Михаил Захаров.
20 января
22 января
Полнометражный дебют немецкого классика Александра Клуге, получивший «Серебряного льва» в Венеции в 1966 году. 22-летняя Анита (сестра режиссера) бежит из ГДР в Западную Германию. Но попав в свободную Европу, она никак не может начать новую жизнь: сначала устраивается горничной, затем продавщицей, а потом и вовсе становится содержанкой. О фильме, с которого и началось новое немецкое кино, перед показом расскажет кинокритик Михаил Ратгауз.
22 января
23 января
Кэмп, треш и алкоголь в Берлине конца 70-х — «Билет в один конец» сняла квир-икона немецкого кино Ульрика Оттингер. Очень богатая и красивая женщина (ее сыграла художница Табеа Блюменшайн, возлюбленная Оттингер) приезжает в Берлин, чтобы напиться. В компании бездомной, с которой она только что познакомилась, она ходит по кабакам и ресторанам и устраивает пьяные дебоши. Происходящее комментируют три аллегорические фигуры — Общественная Проблема, Здравый Смысл и Точная Статистика, — но даже они не могут остаться в стороне и под конец фильма становятся участницами попойки. О немецкой новой волне и «берлинской» трилогии Оттингер, которую открывает «Билет в один конец», перед показом поговорит исследователь Петер Ремпель.
23 января
26 января
Гриша (Гриша Хубер) — актриса авангардного театра и активистка движения за права женщин, которая опрашивает работающих на заводе женщин, как им удается совмещать карьеру с выполнением домашних обязанностей. Хайнрих (Хайнрих Гискес) — ее возлюбленный, с которым они принимали участие в протестах 1968 года (название фильма — лозунг бунтующих французских студентов). Но когда Гриша узнает, что беременна, на место теоретическим рассуждениям о месте женщины и особенностях ее анатомии приходит необходимость принимать решения. После премьеры отреставрированной версии фильма Хельмы Зандерс-Брамс феминистскую оптику и немецкое кино со зрителями обсудит критик Анна Меликова.
26 января
27 января
Один из главных феминистских фильмов немецкого кино, премьера которого прошла еще на Берлинском кинофестивале — 1978. Главная героиня Эдда зарабатывает на жизнь и воспитание маленькой дочери фотографией. Она, как бы мы сказали сейчас, фрилансер. Неустойчивость ее положения проявляется, когда власти остаются недовольны ее проектом, посвященным Берлинской стене, и грозятся лишить его финансирования. Полудокументальный дебют Хельке Зандер, в котором она сыграла главную роль, иллюстрирующий знаменитый феминистский лозунг «Личное — это политическое». Перед премьерой отреставрированной версии фильма пройдет дискуссия о прекарном (то есть непостоянном, без гарантированных больничных и отпусков) труде художниц.
27 января
29 января
Название фильма — маршрут, по которому едет его главный герой, сицилиец Никола Зарбо. Приехав в Германию на заработки, 17-летний выходец из семьи крестьян Никола устраивается на автомобильный завод, знакомится с другими итальянцами и влюбляется в немку Бригитту. Но новая счастливая жизнь так и не начинается — Никола окажется на скамье подсудимых, но на судебном процессе не поймет ни слова, потому что не знает немецкий. Премьера «Палермо или Вольфсбург» Вернера Шрётера прошла на Берлинском кинофестивале в 1980 году, где фильм получил главную награду — «Золотого медведя». С картиной зрителей, которые увидят ее отреставрированную версию, познакомит Михаил Захаров.
29 января
Программа «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» приурочена к выставке немецкого художника Томаса Деманда «Зеркало без памяти» (проходит в музее «Гараж» до конца января).
Другие истории
Подборка Buro 24/7