Этим летом голливудские киностудии ударились в ностальгию: огромная часть крупных релизов — это сиквелы и спин-оффы давно знакомых сюжетов. Часть из них уже вышла — и провалилась: «Люди Икс. Темный Феникс» не могут собрать на американском рынке и 100 миллионов долларов, а разгромленные критиками «Люди в черном: Интернэшнл», кажется, не наскребут половину этой суммы. Хочется думать, что «Истории игрушек», которая стартует в прокате 20 июня, поражение не грозит: новая часть мультипликационной франшизы достойна похвал.
О чем мультфильм
С выхода первого мультфильма «История игрушек» прошло без малого 25 лет. Энди повзрослел, а вот ковбой Вуди, робот Базз Лайтер, мистер и миссис Картофельные Головы и собака Спиралька остались целы и невредимы. Как мы поняли в финале третьй части, их новой хозяйкой становится девочка Бонни. В четвертой серии ей предстоит пойти в первый класс, где она в первый же день из обычной пластиковой вилки мастерит новую игрушку — Вилкинса. Его руки сделаны из тонкого трубоочистителя, ноги — из палочки для эскимо, один глаз больше другого, но вместе все эта незамысловатая конструкция смотрится очаровательно: в нового героя «История игрушек» влюбляешься с первой секунды. Неказистый Вилкинс быстро становится любимой игрушкой Бонни, а Энди, напротив, все чаще лежит в шкафу, покрывается пылью и переживает глубокий экзистенциальный кризис. Во время загородной поездки Вилкинс теряется, и остальные игрушки должны объединиться, чтобы отыскать нового любимца Бонни.
Что говорят критики
Они хвалят четвертую часть диснеевской франшизы. Журналистка Slate Дана Стивенс справедливо отмечает, что продолжения у «Истории игрушек», в общем-то, быть не должно было, ведь концовка третьей части не оставляет пространства для сценарных маневров. «Однако „История игрушек — 4“ оказалась неожиданно оригинальной и потрясающей работой», — пишет она в рецензии. Кинокритик Ричард Ропер в материале для Chicago Sun Times обещает, что мультфильм заставит испытать весь спектр эмоций. «Картина, наполненная смехом и безупречно поставленными приключениями, знает, когда рассказать важный жизненный урок, а когда показать сцены, гарантирующие вам комок в горле», — рассказывает он. Наконец, журналист Observer Оливер Джонс верно замечает, что продолжение франшизы — гораздо больше, чем просто красочный и захватывающий мультик. «Как и любое другое последнее произведение популярной культуры, „История игрушек — 4“ приближает нас к решению извечного вопроса, мучающего художников, философов и даже детсадовцев: в чем смысл жизни?» — спрашивает он. 31 рецензия из 32, что опубликованы на сайте Metacritic, характеризуют мультфильм только с положительной стороны: такое единство мнений можно встретить нечасто.
Зачем смотреть
О смысле жизни «История игрушек — 4», может, и не рассказывает, но пару вполне взрослых вопросов ставит. Ключевая тема здесь — инаковость героев. Первые 15 минут Вилкинс не понимает, кто он и зачем нужен: самодельная игрушка считает себя мусором и любыми путями хочет оказаться в мусорном ведре, потому что там ему «гораздо спокойнее». Однако искренняя любовь Бонни вкупе с поддержкой остальных игрушек заставляют несуразного новобранца поверить в себя. А нам еще раз напоминает: все мы — вне зависимости от возраста, благосостояния или любого другого социального конструкта — достойны того же: абсолютной и безусловной любви и поддержки.
Примерно то же самое можно сказать и про его напарника по несчастью Вуди. Ковбой сильно переживает из-за своей ненужности девочке Бонни, хотя до этого почти безраздельно пользовался званием любимой игрушки Энди. Да, она не играет с ним так часто, как делал это предыдущий хозяин. Но мысль в том, что мы не становимся менее ценными из-за того, что кто-то конкретный нами не интересуется: мы ценны сами по себе, без постороннего взгляда. Полагаем, эта мысль, аккуратно вложенная в головы юных зрителей, поможет справиться с детскими комплексами. И совсем не важно, из-за чего ребенок волнуется: ссора с другом или подругой, неразделенная любовь. Вуди доказывает свою ценность тем, что готов смириться со статусом нелюбимой игрушки, отправившись на поиски любимчика Вилкинса. Храбрый поступок продиктован нежеланием расстраивать хозяйку, но не только. Посвятив себя поискам Вилкинса, Энди борется с кризисом средних лет — и успешно справляется. Его геройство, конечно, похвально, но мы рискнем напомнить, что ценность не определяется количеством добрых дел: об этом рассказывает история новой для франшизы героини, большеглазой винтажной куклы Габби-Габби.
Габби-Габби досталась роль главной злодейки четвертой части «Истории игрушек». Она живет в винтажной лавке и мечтает попасть в руки к любимому ребенку, но пока ее участь — компания четырех дворецких-чревовещателей, катающих самопровозглашенную королеву (то есть саму Габби-Габби) по магазину. Поначалу кукла кажется довольно дружелюбной, но затем она запирает Вилкинса в бюро и начинает чинить препятствия Вуди. В оригинальной версии мультфильма Габби-Габби озвучивает Кристина Хендрикс — обладательница мягкого (и если так можно сказать детского) тембра голоса. Сладкий голос Габби-Габби не обманывает зрителя, потому что она только номинально играет роль главной антагонистки. По ходу мультфильма выясняется, что Габби-Габби так же, как и Вуди или вернувшаяся на экран Бо Пип, имеет право на все те чувства, что испытывает.
Неприятие, которые обычно мы испытываем к злодеям или злодейкам в таких сюжетах, к концу мультфильма вырастает в понимание. Тогда же мы начинаем сочувствовать Габби-Габби не меньше, чем Вилкинсу или Дюку Кабуму — еще одному новичку, от которого отказался мальчик из-за того, что тот на своем мотоцикле прыгает совсем не так, как в рекламе. И это, пожалуй, еще одна ценная мысль создателей «Истории игрушек»: абсолютного зла не бывает, бывает недостаток любви.
Наша жизнь стала бы гораздо лучше, если бы эта простая истина стала популярной точкой зрения не только у детей.