Никаких экшенов: только качественное авторское кино
Какие фильмы приходят вам на ум, когда слышите про Майкла Фассбендера? Конечно, это блистательная и многогранная роль Стива Джобса в одноимённом фильме Дэнни Бойла: за неё актёр с немецкими и ирладскими корнями получил номинацию на «Оскар». Разумеется, это Эрик Магнус Леншерр (он же Магнето) из нескончаемой и суперуспешной франшизы про «Людей Икс». Вспомнится и жестокий рабовладелец Эдвин Эппс из триумфальных «12 лет рабства» Стива Маккуина — но на этом наши познания о фильмах Фассбендера, кажется, и заканчиваются. Или нет?
Меж тем фильмография актёра вовсе не исчерпывается кассовыми хитами. В нулевые Фассбендер снимался в авторском кино, которое хоть артхаусом и не назвать, но на блокбастеры тоже не тянет. В честь дня рождения актёра Buro. вспоминает не самые очевидные фильмы с участием Майкла Фассбендера. Стив Маккуин, например, считает его «самым значительным актёром своего поколения» — так что ценнее рекомендации, кажется, и не существует вовсе.
«Голод»
Майкл Фассбендер снимается чуть больше 20 лет. В начале своей карьеры актёр мелькал на экранах телевизора в сериалах «Братья по оружию», «Сердца и кости» или «Национальная полиция». Большое полнометражное кино пришло в его жизнь только в 2007 году, когда Фассбендера утвердили на роль длинноволосого спартанца Стелиоса. Через год актёру везёт ещё крупнее. В свой новый фильм «Голод» его зовёт Стив Маккуин, где поручает ему роль узника совести Бобби Сэндса. Повстанец Ирландской республиканской армии вынужден терпеть жестокое обращение в тюрьме только из-за своих политических воззрений и в конечном счёте решает объявить бессрочную голодовку. «Голод» — это не только и не столько история военного конфликта через судьбу одной из её жертв, сколько мощное заявление против общечеловеческой нетерпимости, манифест против ксенофобии. Роль Бобби Сэндса — однозначно заметная и, возможно, пока что лучшая в карьере Фассбендера.
«Ангел»
За год до успеха «Голода» Майкл Фассбендер сыграл в не самом известном фильме Франсуа Озона «Ангел». Фасси досталась роль погибшего на войне мужа английской писательницы Энжел Деверелл — экранного воплощения новелистки Марии Корелли. Гротескная и местами до приторного сладкая картина получила смешанные отзывы по всему миру — и в российский прессе тоже. «Виртуозно стилизуя бездарность, Озон увлекается — да так, что под конец, кажется, начисто забывает, что сам он, вообще-то, довольно талантлив», — написал кинокритик Станислав Зельвенский. С ним не согласна Зара Абдуллаева. «Погрузившись в рискованное пространство женского романа, Франсуа Озон превзошёл себя, режиссёра, обычно работавшего в лёгком весе, с небольшими бюджетами. С „Ангелом“ он приподнялся над своими прежними — субтильными картинами, проявил нежданную мощь и магию», — пишет она в рецензии, опубликованной в «Искусстве кино». Однако фильм стоит посмотреть хотя бы ради молодого Майкла Фассбендера и его роли чинного джентельмена, не лишённого ни романтизма, ни страсти.
«Аквариум»
Актёрское амплуа и внешность канонического голливудского красавца словно зажимают Фассбендера в тисках, заставляя играть до скучного шаблонных персонажей-супергероев. Однако его роль в фильме «Аквариум» с успехом опровергает это утверждение. В независимом фильме британской кинематографистки Андреа Арнольд Фасси превращается в молодого бойфренда главной героини, которого она уводит у собственной матери. Урбанистические пейзажи городских окраин, танцы и бесконечная рефлексия молодой девушки принесли приз жюри Каннского кинофестиваля в 2009 году и победу в номинации «Лучший британский фильм» на кинопремии BAFTA годом позже.
«Стыд»
Второй совместной работой Стива Маккуина и Майкла Фассбендера стал фильм «Стыд» — история сексуально зависимого 30-летнего менеджера Брэндона Салливана. На работе он смотрит порнографию, а по вечерам пропадает в стрип-клубах, где заливает глаза и раскатывает дорожки кокаина, — и так изо дня в день. Внезапно в гости к Брендону приезжает его сестра Сисси (её сыграла Кэри Маллиган), и её приезд круто меняет жизнь Салливана. Обнаружив её истекающей кровью после попытки суицида, он понимает, что так дальше жить не может. Странный сюжет, не находите? Впрочем, фильм получил очень лестные отзывы критиков: на Metacritic его рейтинг держится на отметке 72 пункта из 100, и это впечатляющий результат. «Как его отчаянный борец Ирландской республиканской армии Бобби Сэндс в „Голоде“, Фассбендер играет пугающе реалистично, — пишет кинокритик Джастин Чанг в Variety. — Наблюдать за ним было очень мучительно — как будто всё, что происходит с ним, происходит и с вами тоже».