Лучше переведите деньги в фонд Константина Хабенского, а не в фонд самомнения Минаева и Мединского
Если бы у вас была распределяющая шляпа а-ля «Гарри Поттер», но определяющая, на какой фильм вам сходить в эти выходные, вам стоило бы шептать: «Только не „Селфи“! Только не „Селфи“!», — несмотря на всю обширную рекламную кампанию этой ленты. Buro 24/7 рассказывает, почему не стоит ходить на новую картину по книге Сергея Минаева и что лучше сделать вместо этого.
Популярный писатель и телеведущий Владимир Богданов (Константин Хабенский) много пьет, тусуется, на волне успеха своих ранних книг строчит посредственные, ведет унылую экономическую передачу, относительно тайно встречается с любовницей и периодически ездит повидать свою дочь, которая живет с его уже бывшей женой Викой (Анна Михалкова). Однажды, переспав со своей помощницей Жанной (Юлия Хлынина), Богданов вдруг попадает в странную ситуацию: ему кажется, что он убил девушку, а потом еще и появляется его двойник, который начинает замещать писателя во всех сферах жизни — ведет его шоу, очаровывает его жену, спит с его любовницей и так далее. Богданов борется за то, чтобы вернуть себе свою жизнь, и призывает на помощь друга Сергея Бондаренко (Федор Бондарчук), который, правда, не сразу верит во всю эту историю.
Сергей Минаев — определенно заложник одних и тех же идей: его герой неизменно успешен и богат, но в какой-то момент сталкивается с кризисом, когда эти самые успех и богатство теряют ценность. По традиции герой выбирает простые земные радости — любовь и семью, а разлагающую популярность и символичную в этом контексте «Москву-Сити» оставляет в прошлом. Вообще фильм снят по роману Минаева с названием «ДухLess XXI века. Селфи», но, когда новость о производстве фильма стали распространять среди СМИ, просили картину так не называть, чтобы не было связи с «ДухLess». Как писал Шекспир: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет», — так и тут попытка избавиться от привязки в названии не меняет смысла — это все еще самоповтор.
Герой Минаева все еще живет где-то в 2000-х, когда было круто тусоваться в гипергламурных клубах и гордиться тем, что нюхаешь кокаин в туалетах тех же клубов. Герои сегодняшнего дня все же другие: они морщатся от чрезмерной позолоты гламура 2000-х, разве что переосмысливают его по-своему, занимаются спортом и следят за тайм-менеджментом. Да и вообще, у мира есть более насущные проблемы, чем усталость от успеха и богатства, а напыщенные размышления о том, что селфи — это приукрашенная версия человека, в 2018-м вызывают только сонливость, как и концовка нового романа главного героя — «я сам сделал этот выбор». Впрочем, пошлость с пыльных антресолей была вполне ожидаемой — одни крылья на промоматериалах, приделанные к Хабенскому и Хлыниной, вызывают в воспоминаниях клип Тимати и Алексы «Плачут небеса» 2004 года, когда эти выходцы «Фабрики звезд» еще состояли в группе «Банда».
Возникает ощущение, что Минаев уже и сам от себя устал, иначе чем еще объяснить слабо прописанный сюжет, некоторые линии которого обрываются ровно в тот момент, когда могли бы дать фильму какой-то интересный поворот. Действия героев порой просто не поддаются никакой логике и лишены смысла. Диалоги ужасно скучны, и телешоу, которое ведет Богданов, выглядит до слез уныло, хотя зрителя пытаются убедить, что за этой программой пристально следят. В «Селфи» явно пытались нагнать остроты и накала, но это чувствуется только по саундтреку: слышишь, что музыка стала напряженной, только вот от фильма этого ощущения нет и схватиться за сидение и наклониться в сторону экрана не хочется совсем. Идея с открытой концовкой так неизящно вписана в канву картины, что вспомнить здесь «Начало» Кристофера Нолана можно только с недоумением, почему одним это удается так хорошо, а другим — настолько плохо. В целом «Селфи» — удовольствие исключительно визуальное (заслуга талантливого оператора Владислава Опельянца), слушать и думать о сюжете в данном случае скорее бессмысленно.
Во время просмотра невозможно отделаться от ощущения, что актеры оказались на съемочной площадке неожиданно для самих себя. Вместо убедительности эмоций чувствуется некоторая растерянность. Можно, правда, выделить Анну Михалкову, которая выглядит на экране очень гармонично. В общем, забыть о жизни за пределами кинозала не получится — погружения в фильм не будет, потому что здесь мелководье от берега до берега.
Владимир Мединский — министр культуры сомнительных профессиональных качеств, и в последнее время кажется, что он планирует развалить российский рынок кино под благовидным предлогом продвижения российского кинематографа. Сначала он пытался перенести премьеру «Приключений Паддингтона — 2» с 18 января на 1 февраля ради какого-то российского фильма, выходившего в прокат одновременно с историей о милейшем медвежонке (предположительно, имелся в виду фэнтези-боевик «Скиф» Рустама Мосафира), но после возмущений общественности и жалобыкинотеатров премьер-министру Дмитрию Медведеву Минкульт был вынужден отменить это решение, так что «Паддингтон» появился в кинотеатрах 20 января. Следующим вопиющим случаем стал отзыв прокатного удостоверения у черной комедии «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи за пару дней до премьеры под надуманным предлогом того, что картина оскорбляет российский народ, ветеранов и всю нашу страну. Теперь российские кинематографисты собираются за это подавать на Минкульт в суд за цензуру, которой у нас в стране вообще-то быть не должно.
Действия Мединского, якобы направленные на помощь российскому кинематографу, на самом деле наносят ему вред. Во-первых, резкий перенос запланированных премьер вредит экономике киноиндустрии, в частности прокатчикам, благодаря которым мы имеем возможность не ездить за каждой достойной внимания премьерой за границу. Во-вторых, если у российских кинопроизводителей будут привилегированные условия проката, то у них не будет никакой необходимости делать качественный продукт, ведь им не придется конкурировать с западными лентами. Хорошие российские фильмы вроде «Движения вверх» могут справиться в прокате и без ограничений конкуренции. Внушительные кассовые показатели по всем российским лентам, выходящим в прокат, нужны Мединскому, чтобы показать свою эффективность, но действия, которые он для достижения этой эффективности совершает, показывают только его беспомощность.
Поддерживая рублем некачественные отечественные фильмы вроде «Селфи», мы поддерживаем сомнительную культурную политику и даем понять режиссерам и продюсерам, что им не нужно стараться и создавать достойное кино. К счастью, одновременно с этой поделкой в прокат выходят ленты, достойные внимания, — два оскаровских номинанта «Тоня против всех» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», да еще не закончился прокат других хороших картин. «Селфи» можно будет посмотреть и после проката, если очень захочется.
В дополнение к этому вместо покупки билета можно перевести деньги, равноценные стоимости похода в кинотеатр, в фонд исполнителя главной роли Константина Хабенского. Благотворительный фонд Константина Хабенского помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Внести пожертвование можно на сайте фонда.