Дело в шляпе: интервью с авторами «Перри Мейсона» — детективного нуара с детоубийством
Канун 1932 года. В Лос-Анджелесе похищен и убит новорожденный сын пары, которая вообще-то не производит впечатление миллионеров. За дело берется Перри Мейсон — частный детектив, раздавленный судьбой и зарабатывающий снимками, компрометирующими голливудских знаменитостей.
Так выглядит завязка нового мини-сериала HBO, который перезапускает популярную с 1960-х франшизу об адвокате Мейсоне в декорациях Голливуда 1930-х. Вместе с «Голливудом» Райана Мерфи и «Заговором против Америки» это уже третье телешоу, обращающееся к этой эпохе. Здесь, в отличие от книжных и телевизионных первоисточников, действие из судебных залов перенесено за кулисы города, и детективную интригу с изуверствами оттеняет предыстория героя. Изначально его должен был сыграть Роберт Дауни-младший, в итоге — с этой ролью расправляется Мэттью Риз из «Американцев», а Дауни вместе со своей женой Сьюзан остались продюсерами проекта. BURO. публикует интервью с ней и режиссером сериала Тимом Ван Петеном о том, как им удалось стряхнуть пыль со шляпы героя старой школы.
Как вообще родилась идея заново рассказать историю Перри Мейсона?
Сюзан:
Изначально Team Downey — продюсерская компания, основанная нами с Робертом, — предложила сделать полнометражный фильм. Какое-то время мы обдумывали идею, но решили, что история Перри Мейсона настолько многогранна, что было бы несправедливо ограничить ее двумя часами. В итоге изменили формат. Нам захотелось показать трех главных героев — самого Перри Мейсона, его секретаршу Деллу Стрит и детектива Пола Дрейка — как аутсайдеров, которые тем не менее разоблачают преступников и коррупцию в могущественных организациях. По правде говоря, сценаристы Рон Фитцджеральд и Ролин Джонс предложили обратиться к прошлому Перри и рассказать о том, как он стал адвокатом. Нам очень хотелось проследить путь человека, по сути чужого в огромном городе, который находит в себе силы влиять на происходящее. Чтобы привнести этот элемент отстраненности, мы решили продемонстрировать историю становления Перри, показать его путь.
Что нового мы узнаем о нем?
Тим:
Когда мы впервые видим Перри, он находится не в лучшем периоде своей жизни. Это такой типичный прием жанра нуар — познакомить зрителя с персонажем, который просто плывет по течению. Перри работает детективом, но, образно говоря, всего лишь подбирает крошки со стола. И по ходу развития сюжета вы понимаете, что его положение в основном связано с травмами: участием в Первой мировой войне, разводом и потерей ребенка. Он одинок и живет в быстрорастущем городке отдаленной долины Сан-Фернандо. Но если он возьмется за это необычное дело, его жизнь изменится.
Каким вы представляли себе фильм?
Тим:
Если бы ко мне пришли и сказали: мы хотим снять фильм о Перри Мейсоне и при этом он все время будет находиться в зале суда, то я бы ответил: «Нет, ребята, мне это неинтересно». Как рассказчик я всегда рассматриваю картину с точки зрения развития персонажа. У каждого есть свой путь, и его важно проследить с начала. Это единственный способ понять, почему герой стал таким. Придумывать окружение персонажа — невероятно увлекательный этап работы.
Как бы вы объяснили привлекательность Перри Мейсона для тех, кто не очень хорошо знаком с книгами и телесериалом 1960-х годов о нем?
Сьюзан:
Человек, который упорно стремится к справедливости, привлекает всегда. А Перри интересен еще и тем, что у него есть нравственные принципы. Он не какой-то чистюля, но ради великой цели готов нарушить правила или преступить закон. Такие персонажи достойны внимания. Да, действия Перри не всегда однозначны, но его внутренний моральный компас настроен на справедливость. Перри не получил хорошего образования и не отличается изысканными манерами. Он вырос на ферме, затем ушел воевать, получил психологическую травму, а вернувшись, занялся новым делом. При этом он разбирается в людях и умеет замечать детали. Он доводит дело до конца и следит за тем, чтобы преступления никому не сходили с рук. Перри смелый. Казалось бы, ему нечего терять, но потом он находит то, что становится для него жизненно важным. И так герой постоянно мечется между этими крайностями.
Тим:
Это сильная личность с высокими моральными принципами. Из контекста можно понять, что подобные жизненные установки существовали в семье Перри. По ходу развития событий прошлое героя все больше открывается. Врожденные детективные качества, умение разбираться в людях и работать — все это пригодится ему, когда он наконец станет адвокатом. При этом он скромен, самокритичен, саркастичен и с прекрасным чувством юмора.
Что именно вы искали в актерах, пробовавшихся на роль Перри Мейсона, и почему идеальным кандидатом оказался Мэттью Риз?
Тим:
С Мэттью очень легко работать; ему идеально подошла эта роль, так же как Джейсму Гандольфини подошла роль Тони Сопрано. Мэттью потрясающе сыграл Мэйсона, высветил грани его характера, ведь в сериале есть и драма, и комедийные нотки. Он предлагал много своих идей; можно сказать, что он был моим сорежиссером.
Как вы решали, кого из персонажей оригинальной истории включать в сериал, а каких создать с нуля?
Сьюзан:
Мы начали с идеи нашего трио — Перри, Пола и Деллы. Но как только поняли, что хотим рассказать историю их становления, решили показать путь всех, скажем так, аутсайдеров того исторического периода. Это помогло нам понять, какой бы мы хотели видеть современную интерпретацию истории, где Пол Дрейк — афроамериканец, пытающийся выжить в собственном мире, а Делла — женщина из непростой эпохи, принимающая нестандартные решения. Сначала мы думали об этих трех персонажах, затем наши авторы стали расширять историю, добавлять имена героев из книг, чтобы отдать дань уважения этой истории. Большинство персонажей сериала знакомы зрителю, который внимательно читал книги, но они не будут полностью идентичными.
Расскажите про самые яркие моменты со съемок.
Тим:
Я в этом бизнесе 42 года, но здесь буквально каждый день был особенным, а это редкость. У нас были огромные декорации, пришлось изучить социально-экономическую атмосферу Лос-Анджелеса 1932 года. Съемки проходили в Paramount Studios — в тех же помещениях, где снимали «Крестного отца». Работали с сотнями статистов, каждый из которых придумывал характер своего персонажа. В конце съемок мы все не хотели расставаться и не могли сдержать слез.
Сьюзан:
А еще все ходили в костюмах, которые выглядели настолько правдоподобно, что казалось, словно ты действительно оказался в Золотом веке Голливуда.
Как думаете, кому понравится ваш сериал?
Сьюзан:
Многие наверняка вспомнят, как смотрели «Перри Мейсона» дома у родителей или у бабушек и дедушек в детстве. Нам хотелось заинтересовать и молодое поколение, которое, возможно, даже не слышало о герое. Мы не пытаемся привлечь какую-то конкретную демографическую группу. Эстетическая составляющая сериала поразительна: начиная от костюмов, причесок и макияжа и заканчивая самой манерой съемки. Мне хотелось бы, чтобы зрители смотрели сериал компаниями, ведь главное в нем — детективная линия, и всегда так интересно первым догадаться, кто преступник.
Тим:
В конце рабочего дня, когда я уходил со съемочной площадки, в голове крутилась одна мысль: «Господи, я надеюсь, это будет круто!» Это и есть наша цель. Сделать крутой продукт для тех, кто сидит перед экраном.
«Перри Мейсон» на Амедиатеке