Инди-кино на «Оскаре» — новый тренд или случайность?
В этом году в разных номинациях участвуют шесть инди-фильмов, при этом сразу три из них — «Прочь», «Зови меня своим именем» и «Леди Берд» — поборются за звание лучшего фильма года. По меркам «Оскара» это уникальный случай. Buro 24/7 разбирается, почему на это стоит обратить внимание и что может означать такой интерес к независимому кино со стороны премии.
Киноакадемия обычно ограничивается одним-двумя независимыми фильмами в главной номинации. Из последних известных примеров были «Одержимость», «Комната» и «Лунный свет», но изначально никому даже не приходило в голову всерьез обсуждать возможность их победы. Однако прошлогодний «Оскар» и уже исторический случай с «Лунным светом» дал повод задуматься о возможных переменах в политике премии, и теперь это стало не только домыслом. Если выбор «Зови меня своим именем» можно объяснить многочисленными наградами и высокими оценками критиков и зрителей, то с хоррором «Прочь» и традиционной историей взросления «Леди Берд» все не так очевидно. «Оскар» обычно не жалует жанровые работы (присутствие фильма ужасов — из ряда вон выходящий случай), а тему взросления считает слишком незначительной для главной картины года. Конечно, «Прочь» и «Зови меня своим именем» уже по привычной логике спишут на необходимую премии толерантность (расовую толерантность в первом случае и толерантность к ЛГБТ во втором), но их жанровое своеобразие и общий тон (как в «Леди Берд») никак не укладываются в прежние стандарты киноакадемии. Победа камерного «Лунного света» дала лишь надежду на сдвиг в сторону независимого кино. С нынешними номинантами появился повод говорить о намечающейся тенденции: киноакадемики смотрят все больше инди.
Рассвет и коммерческий успех американского независимого кино, которое выпускали студии вроде New Line Cinema и Miramax Films, пришелся на 90-е. Довольно часто (хоть и не всегда) этот термин подразумевал кино с меньшим, чем у крупных киностудий, бюджетом и ограниченный прокат в кинотеатрах. Например, «Криминальное чтиво», номинированное на «Оскар» в 1995-м, вполне подходил под эту категорию. В сравнении с остальными «Чтиво» выглядело очевидным инди-аутсайдером, а, например, победивший «Форрест Гамп» с годами стал, что называется, образцовым «оскаровским» фильмом. Свободное независимое кино неспособно вписаться в сковывающие оскаровские рамки. Маргинальные персонажи, наркотики, насилие и черный юмор Тарантино едва ли вяжутся с требованиями киноакадемиков. Кроме того, и чрезвычайно новаторский по тем временам стиль повествования (сцены, показанные в неправильном порядке) оказался им не по зубам. И все же трудно представить, как к этому культовому фильму в наши дни возможно применить термин «инди». Прежде всего потому, что из-за таких фестивалей, как «Сандэнс»или Международный кинофестиваль в Торонто, он приобрел новую коннотацию, ставшую теперь определяющей.
Маленький городок Парк-Сити в штате Юта — настоящая мекка для поклонников американского независимого кино. Здесь вот уже тридцать четыре года проводится фестиваль «Сандэнс», когда-то получивший свое название в честь героя Роберта Рэдфорда в фильме «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Ежегодно фестиваль открывает десятки молодых режиссеров, и даже их дебютные работы могут потом легко оказаться в главной номинации «Оскара» (смотрите «Звери дикого Юга»). С наступлением нового миллениума все показанное здесь стали выделять по схожим чертам в отдельную группу «сандэнсовского», используя это слово в качестве своеобразного жанра. «Инди» же практически превратился в его синоним. Таким образом, инди-фильмы условно отделились от всего независимого кино, характеризуясь теперь не только небольшим бюджетом и прокатом, но и стилем, подачей и общими темами. В первую очередь это либо «маленькое» драматическое кино с личными, незначительными (по меркам того же «Оскара») историями, либо кино жанровое.
Поэтому, учитывая историю становления инди, о его присутствии на «Оскаре» имеет смысл говорить только относительно нынешнего века. «Трудности перевода», «Маленькая мисс Счастье», «Джуно», «Детки в порядке», «Зимняя кость» и так далее — картины такого рода участвуют почти каждый год. Но сегодня, когда за главный приз Стивен Спилберг соперничает с музой всего американского инди Гретой Гервиг, история принимает иные масштабы. Можно поспорить о первопричинах появления Гервиг среди номинантов-мужчин за лучшую режиссуру, но все-таки академия выбрала ее, а не, например, маститую Кэтрин Бигелоу за ее «Детройт». И если инди продолжит составлять хотя бы треть оскаровских номинантов, причины этого, будь то феминизм или толерантность, окажутся не так важны для общего положения киноиндустрии.
Закономерно, что «Леди Берд», как и номинированные в этом году «Проект "Флорида"» (за лучшую мужскую роль второго плана) и «Горе-творец» (за лучший адаптированный сценарий), выпустила самая молодая и перспективная компания Голливуда «A24». Всего пять лет назад ее основали в Нью-Йорке (а не как это обычно бывает — в Лос-Анджелесе) Дэниел Кац, Дэвид Фенкель и Джон Ходжес. За это время простое лого с надписью «A24» на черном фоне стало абсолютным контролем качества для киноманов. Выпущенные ими фильмы были номинированы на «Оскар» уже двадцать четыре раза. И да, «Лунный свет» выпустили тоже они.
Если же посмотреть на весь список релизов «A24», он будет меньше всего похож на расчетливый промысел для получения прибыли и «Оскаров». Скорее это чей-то с любовью составленный топ самых странных и сложных инди-фильмов последних лет. Кац, Фенкель и Ходжес заставляют работать на себя вещи, которые по всем стандартам киноиндустрии работать не должны. Их принципиальное расхождение с остальным Голливудом: уверенность, что есть достаточное количество зрителей, которым необходимы такие провокационные и неоднозначные картины. Режиссер «Лунного света» Барри Дженкинс говорит: «"A24" — это такая компания, которой не нужно знать, о чем фильм. Лишь как он ощущается». Именно это объединяет не только все картины компании, но и все современное инди в целом. При этом важно понимать, что «A24» сами не создают кино, они просто занимаются тем, что делают инди заметным и киноманам, и широкому зрителю, и киноакадемии.
Для современного кино «Оскар», пожалуй, самая формальная награда среди всех кинопремий. Уже аксиома, что победитель в номинации «Лучший фильм» совсем не обязательно им является. Режиссерам вроде Пола Томаса Андерсона или Мартина Макдонаха нет никакого дела, получат ли они в этом году статуэтки, и на нового Кристофера Нолана люди пойдут и без них. Совсем иная ситуация обстоит с инди-проектами. Победа Греты Гервиг или Джордана Пила могла бы стать полезной тенденцией, когда инди второй год подряд штурмует «Оскар». Пока же их присутствие в списке номинантов, к сожалению, ощущается чем-то инородным и не столь серьезным.
«Оскар», в свою очередь, способен хотя бы частично разрешить проблему деления кинематографа на «серьезное» и «хипстерское» (инди), а также рассказать широкому зрителю о существовании новых талантов. Однако, реальное положение дел обстоит так: инди в этом году едва ли повторит прошлогодний триумф. Больше всего шансов унести награду у «Зови меня своим именем» или «Горе-творца» за лучший адаптированный сценарий. Тем хуже, что среди всех «Зови меня своим именем» для «Оскара» — самый традиционный и удобоваримый вариант.
В идеальном мире Гервиг и Пил как представители новой волны разделили бы награду за лучшую режиссуру, однако их шансы перед лицом Гильермо дель Торо ничтожны. Актерам независимого кино придется еще тяжелее: Гэри Олдман, очевидно, отнимет у них лучшую мужскую роль, Фрэнсис МакДорманд — женскую. Хорошо хоть Сэм Рокуэл, отдавший половину актерской карьеры инди, наконец получит заслуженное вознаграждение за роль в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури». Тем не менее игнорировать проникновение инди на «Оскар» больше невозможно, ведь новый тренд обязан продолжиться дальше. В век технологий, когда режиссура и самостоятельное кинопроизводство стали возможны для людей с улицы, «Оскару» придется отказаться от фиксации на «классиках» и «большом» кино. Достаточно того факта, что свою предыдущую работу режиссер «Проекта "Флорида"» Шон Бейкер снял на айфон, а сегодня его фильм номинирован на премию «Оскар».
Другие истории
Подборка Buro 24/7