По городам и странам сквозь призму кино: Армения и Грузия глазами Сергея Параджанова

Продолжаем серию материалов-кинопутешествий по прекрасным уголкам мира, воспетым в картинах великих без преувеличения режиссеров. На этот раз туристических направления сразу два — Грузия и Армения, а гид — один из главных поэтов мира кино Сергей Параджанов.


«Цвет граната»

(1969)

Параджанова не просто так называют одним из главных поэтов своего времени. Кинопритча «Цвет граната» — яркое тому подтверждение. В центре символический рассказ о жизни и внутреннем мире армянского поэта Саят-Новы (Вилен Галустян), который прославился в XVIII веке в первую очередь любовной лирикой, но успел показать себя в ткачестве, музыке и песнопении. Завоевав признание при дворе, герой был изгнан в монастырь. В фильме нет привычных зрителю диалогов и монологов, все повествование строится с помощью языка визуализаций, символов и метафор, таких близких здешнему человеку. Авторское название фильма не менее поэтично — «Саят-Нова», а след новаторской (даже по сегодняшним меркам) кинообразности режиссера можно увидеть отголоском в клипах Мадонны на песню «Bedtime Story» и Леди Гаги — на «911».


«Акоп Овнатанян»

(1984)

Как нетрудно догадаться из названия, героем ленты стал классик армянской живописи, один из лучших европейских портретистов XIX века Акоп Овнатанян. Художник из ремесленной династии Нагашей из Тифлиса, расписывавших храмы, стал одним из первопроходцев станкового светского портрета. Акоп Овнатанян писал в технике масляной живописи, соединяя реалистическую манеру с утонченностью, свойственной армянской миниатюре. Сам фильм — один из первых в цепочке экспериментального статического кино Параджанова, где кино заходит на территорию живописи, и наоборот.


«Легенда о Сурамской крепости»

(1985)

Экранизация древней грузинской легенды о Сурамской крепости, в которой народ Грузии, готовясь к защите страны от нападения иноземных поработителей, возводил оборонительное сооружение, но каждый раз, когда стена достигала уровня крыши, она рушилась. «Стена выстоит, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша», — сказала гадалка (Верико Анджапаридзе). Юноша, готовый совершить самопожертвование ради спасения Отечества, нашелся, и благодаря этой жертве крепость была воздвигнута, и никто и ничто уже больше не могло ее разрушить. Параджанов посвятил фильм грузинским воинам всех времен, отдавшим жизнь за Отечество, а также постарался передать колорит местных земель, которые так трепетно оберегают коренные жители из поколения в поколение.


«Арабески на тему Пиросмани»

(1985)

Весной 1985 года, через год после «Легенды о Сурамской крепости», Тбилисская студия обратилась к Параджанову с предложением снять документальную киноленту о Нико Пиросмани. В фильме отсутствуют диалоги, но имеется звуковое сопровождение. Сама картина, снятая за рекордные семь дней, разбита на несколько частей. В фильме видим множество работ Пиросмани и их фрагментов, но некоторые эпизоды — игровые, с участием актеров («Ателье фотографа в Сололаки», «Букет для Маргариты», «Шаг в бессмертие»). Критики единогласно признали, что жанр кино Параджанова определить трудно: «Это действительно своеобразные арабески, сплетенные в сложный орнамент», при этом, «с одной стороны, фильм документальный, неигровой. С другой — явно художественный. Ни одному из грузинских кинорежиссеров не удалось так воссоздать детский, „манекеноподобный“ стиль Пиросмани, как это сделал Параджанов в своих кавказских фильмах», — писал государственный деятель Георгий Гвахария. Позже Параджанов говорил об этой короткометражке так: «Это мой любимый маленький фильм».


«Ашик-Кериб»

(1988)

«Ашик-Кериб» стал последним законченным фильмом Сергея Параджанова. Снятый в Грузии фильм не выпускали в широкий прокат, и лишь после представления фильма на международных кинофестивалях в Голландии, Западной Германии и Венеции ему было выдано прокатное удостоверение. Литературной базой стала одноименная сказка Михаила Лермонтова, написанная на основе азербайджанской народной сказки. В центре сюжета — бедный музыкант Ашик-Кериб (Юрий Мгоян). Он играет на сазе на свадьбах и других праздниках и вдруг влюбляется в дочь богача. Ашик-Кериб клянется покинуть родные места на семь лет и стать богатым или умереть. За время странствий он-таки зарабатывает состояние, но мысли о невесте уже не особенно посещают его. Все меняет встреча с таинственным всадником на белом коне.