О том самом, из которого вырезали Кевина Спейси
22 февраля в российский прокат выходит новый фильм Ридли Скотта «Все деньги мира», получивший три номинации на «Золотой глобус» (за лучшую женскую роль, лучшую мужскую роль второго плана и за лучшую режиссуру) и одну номинацию на «Оскар» (за лучшую мужскую роль второго плана). Buro 24/7 рассказывает, что вам нужно знать о картине перед премьерой.
В 1973 году в Риме похитили внука богатейшего человека того времени — американского промышленника Жан-Поля Гетти. Преступная группировка «Ндрангета» требовала 17 миллионов долларов выкупа, но Гетти отказывался платить, считая, что если отдаст деньги, то все его четырнадцать внуков станут регулярными жертвами похищений. Кроме того, итальянские законы запрещали выплачивать выкуп похитителям. Ситуация осложнялась еще и тем, что Гетти-дедушка не одобрял богемный образ жизни внука, сошедшегося с хиппи. Устав ждать, похитители отрезали 16-летнему Полу Гетти III ухо и прислали местной газете этот «презент» для дедушки молодого человека, чтобы сделать пожилого миллиардера сговорчивее. Такая мера не помогла, и в итоге преступники снизили требования до трех миллионов долларов. Гетти-дедушка дал на выкуп 2,2 миллиона долларов, а оставшиеся 800 тысяч долларов он дал своему сыну, отцу Пола Гетти III, под 4 процента годовых. Юношу вскоре отпустили, но он так никогда и не оправился от полученной психологической травмы, а позже стал злоупотреблять наркотиками, отчего потерял зрение и слух, и умер в 2011 году, будучи прикованным к инвалидной коляске.
Этот сюжет, от дня похищения до дня освобождения, стал основой сценария Дэвида Скарпы, который использовал в работе книгу Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы». Скарпа постарался совместить черты семейной драмы, триллера и байопика, и в итоге его сценарий попал в голливудский черный список 2015 года, то есть в список лучших сценариев к фильмам, еще не взятых в производство. Большинство персонажей, которые появляются на экране, существовали в действительности: Гетти-внук (Чарли Пламмер) и Гетти-дедушка (Кристофер Пламмер), мать Жан-Поля Гетти III Гейл Гетти (Мишель Уильямс), бывший агент ЦРУ и консультант по безопасности Гетти-миллиардера Флетчер Чейз (Марк Уолберг). Впрочем, в конце создатели предупреждают, что часть персонажей и событий они выдумали.
«Все деньги мира» часто называют «фильмом, из которого вырезали Кевина Спейси». Началось с того, что в октябре 2017 года актера обвинили в домогательствах и сексуальном насилии, что сразу же практически уничтожило его карьеру: никто не хочет навлекать на себя обвинения в пособничестве неподобающему и аморальному поведению, предлагая работу Спейси. В фильме Ридли Скотта Спейси сыграл миллиардера Гетти, и ко времени скандала картина уже была почти готова. Посовещавшись, продюсеры и режиссер решили заменить Спейси обладателем «Оскара» Кристофером Пламмером и срочно переснять все сцены с ним. Некоторые даже считают, что именно замена Кевина Спейси поспособствовала тому, что фильм получил номинации на «Глобус» и «Оскар», — как поощрение за чуткую реакцию на ситуацию. Впрочем, надо сказать, Пламмер выглядит гораздо более естественно в роли престарелого Гетти, чем Кевин Спейси в его устрашающем гриме, похожем на маску из папье-маше.
Пересъемка, правда, вызвала новый скандал — за работу Мишель Уильямс получила гонорар в 1 500 раз меньше, чем Марк Уолберг. Вскоре выяснилось, что и за первоначальную работу актер получил значительно больше, чем актриса, — пять миллионов долларов против 625 тысяч долларов, хотя экранного времени у них было поровну. В итоге Уолберг пожертвовал свой гонорар за пересъемки движению против сексуальных домогательств Time's Up, но факт остается фактом — фильм о том, как деньги портят людей и превращают их жизнь в череду сложностей, оказался сам связан с несправедливостью, замешанной на деньгах.
Большинство отзывов критиков, согласно агрегатору Metacritic, позитивные, и на агрегаторе Rotten Tomatoes картина та же. Особенно отмечают захватывающий сюжет, игру Кристофера Пламмера и Мишель Уильямс и качественное воссоздание эпохи.
Миллиардер Жан-Поль Гетти сам по себе фигура интересная и своеобразная, и история похищения его внука — очень фактурный сюжет, поэтому фильм легко смотреть от начала до конца. Создатели картины, впрочем, сделали ставку не на динамику, а на изучение мира Гетти, отделенного от реальности и от того, что принято считать нормальностью, своими миллиардами — это в фильме Скотта, пожалуй, выглядит наиболее захватывающе благодаря умению режиссера обращать внимание на детали. Как бы там ни было, все это не сработало бы без убедительной актерской игры, и, пожалуй, это точно один из тех фильмов, которые по возможности стоит смотреть без дубляжа.