На «Стрелке» покажут сумасшедшую смесь «би-мувиз», квир-кино, исследования селебрити-культуры и политической повестки
В это воскресенье, 22 июля, на кинофестивале Strelka Film Festival покажут самую сумасшедшую премьеру нынешнего смотра — абсурдистскую фэнтези-драмеди «Диамантино». На нынешнем Каннском кинофестивале эксцентричный «Диамантино» попал в программу «Неделя критики», а также претендовал на «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино, но в итоге картина получила только «Пальм-дог», которую в Каннах дают за лучшие роли собакам-актерам. Тем не менее «Диамантино» — совершенно точно один из самых сумасбродных фильмов года, объединивший абсурдистскую комедию, гротеск, драму, квир, видеоарт и актуальную повестку. Buro 24/7 рассказывает, что вам нужно знать, прежде чем отправиться на показ этой ленты.
Диамантино — португальская футбольная звезда уровня «бог». Секрет его успеха — в видениях: во время игры поле для него превращается в море розовой пены, а другие игроки — в маленьких пушистых собачек (пекинесов, если быть точными). У него по бриллианту в каждом ухе, детская наивность на лице, две стервозные сестры (а-ля сестры Золушки) и любящий отец. Блаженно-пустоголовый, но очень добрый Диамантино обожает отца в ответ, а еще — бельгийские вафли со взбитыми сливками и своего котенка. По Диамантино сходят с ума на родине и пророчат спасителем португальской чести в чемпионате мира-2018 в России. Незадолго до отвественного матча футболист проводит время на яхте с семьей и коктейлями, и им случайно попадается лодка с истощенными беженцами. То ли это, то ли что-то еще сбивает настрой Диамантино, и в отвественном матче чемпионата он не забивает судьбоносное пенальти. Португалия проигрывает и всей страной ополчается на своего бывшего футбольного бога.
Жизнь несчастного Диамантино летит черт-те куда: во время того самого матча умирает отец, коварные сестры планируют продать его ученым на опыты, газеты и телевидение смеются над ним, да еще спецслужбы устроили слежку, потому что подозревают спортсмена в отмывании денег. Ученые, сговорившиеся с сестрами Диамантино, работают на ультраконсервативную партию с гитлеровско-трамповской риторикой и мечтой вновь сделать Португалию великой и выйти из Евросоюза. Сам же Диамантино решает бороться с хандрой, усыновив беженца, которому в итоге предстоит спасти приемного отца от облепивших его, как группиз рок-звезду, проблем, да только мальчик оказывается и не мальчиком вовсе.
«Диамантино» — дитя союза режиссеров Габриэля Абрантеша и Дэниела Шмидта, также вместе написавших сценарий картины. Про обоих почти ничего не известно, но в узких кинокругах они уже завоевали небольшую известность своими короткометражками. Что точно известно: Абрантеш и Шмидт уже накопили немалый интеллектуальный багаж — как еще они могли бы вставить в фильм парафраз американского философа Дэвида Фостера Уоллеса. Оба внимательно следят за тем, что происходит в поп-культуре и политике, и препарируют все это на непредсказуемые сюжетные линии, и оба они считают, что слегка любительский подход к работе и экспериментаторство помогают создавать что-то уникальное. Еще известно, что Абрантеш учился на художника, успел получить награду Берлинале за одну из своих короткометражек и сам сделал значительную часть визуальных эффектов «Диамантино».
Когда режиссерский дуэт определился, что фильм будут снимать в Португалии, это географическое обстоятельство заставило выбирать и соответствующего главного героя-суперзвезду. Главные кумиры португальцев — футболисты, а самый известный из них — Криштиану Роналду. Так что Диамантино — во многом пародия на Роналду. В фильме актер Карлото Котто максимально подобен Криштиану: схожие черты лица, та же стрижка, те же бриллианты в ушах, идентичная мимика, он щеголяет по дому в белых трусах, напоминая того же Роналду или Дэвида Бекхэма в рекламе нижнего белья.
Футболист Диамантино также собрал черты различных поп-культурных персонажей: он хочет приносить добро в мир, усыновляя детей из неблагополучных стран, как Анджелина Джоли или Ким Кардашьян, снимается в тупой рекламе, наивно не понимая, что происходит, отдыхает на яхте, а дома у него подушки с собственной фотографией, как у Пэрис Хилтон. Забавно, что Диамантино, чей футбольный талант зависит от его видений, имеет идентичное имя с сортом гортензий «Диамантино», и эти цветы также называют гортензией мечтательной. Случайное это совпадение или нет — пока выяснить не удалось.
«Диамантино» — совершенно причудливая смесь жанров, при этом большинство клише, взятых режиссерами для сюжетных линий, явно происходят из фильмов категории «B» — посредственных, но по-своему обаятельных детективов, комедий, мелодрам и сай-фаев. Отсюда нелепые персонажи и ситуации, кривоватые сцены футбола, забавные диалоги и намеренно халтурные визуальные эффекты.
Рассказывать о квир-моментах фильма — значит безбожно спойлерить. В «Диамантино» есть лесбийский роман и трансгендерная трансформация. И если первое тут уже не удивляет, то второе — совершенно неожиданный сюжетный ход, бьющий в том числе и по мачизму.
По сюжету, сам того не осознавая, Диамантино становится лицом ультраконсервативной партии, заимствовавшей лозунг Дональда Трампа «Make America Great Again» и его идею отделиться от остального мира стеной, от Гитлера — мыслью о превосходстве собственной расы, а от Брекзита — желанием выйти из Евросоюза с помощью референдума. Вдобавок к этому в фильме перманентно обсуждается проблема беженцев, которых кто-то в Европе готов принять, а кто-то — нет.
«То, что сегодня происходит по всей планете, многих пугает. Взлет экстремистских идеологий, нетерпимость всякого рода. Скажем, ку-клус-клановский марш в Чарльзвиле. Наше оружие — комедия. Часто великие режиссеры работали именно в комическом жанре. Не сейчас это началось. Еще при Аристофане. Вот его комедии были по-настоящему скандальными», — объяснял Дэниел Шмидт в интервью «Сеансу».
«Диамантино», кажется, один из самых ярких и остроумных портретов нашего времени, сделанный методом коллажа. Смесь комедии и драмы, политики и поп-культуры, Ким Кардашьян и божественного, рекламной визуальной эстетики и классики кино — чем еще, как не такой дикой смесью всего со всем, иллюстрировать век переизбытка информации и постоянного переключения между экранами. Возможно, не всем будет легко принять это кино, но едва ли в этом году выйдет хотя бы с десяток таких же оригинальных работ.