Отмечаем юбилей создателя «Отчаянного», «От заката до рассвета» и «Детей шпионов»
Сегодня, 20 июня, исполняется 50 лет Роберту Родригесу — режиссеру «Четырех комнат», «Отчаянного», «От заката до рассвета», «Детей шпионов», «Факультета» и «Города грехов». Сегодня, возможно, многие уже о нем позабыли, а зря. Buro 24/7 вспоминает карьеру Родригеса и чем его путь в кино напоминает взлет французской новой волны.
Роберт Родригес родился в 1968 году, известном как год, когда во Франции прошли митинги студентов, и Жан-Люк Годар вместе с Франсуа Трюффо в знак солидарности с бунтующей молодежью отменили Каннский кинофестиваль. Так вышло, что кинокарьере Родригеса поспособствовали те же процессы, что и появлению французской новой волны, в которую входили Годар и Трюффо. Французские режиссеры, выступавшие против вычурных павильонных съемок, смогли осуществить свои идеи благодаря технологическому прогрессу — появлению легких дешевых 16-миллиметровых кинокамер, а Родригесу, одному из многочисленных детей пары американцев мексиканского происхождения, помогло появление технологии VHS и с ней еще более легких и дешевых камер.
Путь Роберта Родригеса — это путь самоучки, начавшего свои тренировки по кинопроизводству со съемок друзей в придуманных им самим фильмах на VHS-камеры и дошедшего до мастера на все руки, способного самостоятельно придумывать сценарии, снимать, монтировать и писать саундтреки. Он жил в Техасе и для конкурса в местную киношколу снял короткометражку «Бэдхед», отзывы на которую убедили начинающего кинематографиста в правильности выбранного пути. Начав бюджетно, Родригес понимал, что все-таки ему придется каким-то образом пробиваться в более дорогостоящее кино, если он хочет сделать режиссерскую карьеру.
Первый успех вдохновил Родригеса снять первую полнометражку — испаноязычную ленту «Музыкант» («El mariachi»), на которую режиссер потратил всего лишь семь тысяч долларов, заработанных им и его приятелем на участии в медицинских исследованиях. Позже «Музыкант» получил продолжение под названием «Отчаянный», и главную роль в новом фильме сыграл Антонио Бандерас. В фильме также снялись Стив Бушеми, Сальма Хайек и Квентин Тарантино. Последний, кажется, слегка затмил собой в глазах широкой аудитории своего приятеля Родригеса на режиссерском поприще.
С каждым новым фильмом Родригес самостоятельно осваивал новые приемы — стэдикам отработал на «Отчаянном», компьютерную графику и съемки с зеленым экраном учился делать на «Городе грехов». Будучи полностью самодостаточным режиссером, Родригес сумел остаться в стороне от крупных студий и сохранить независимый статус. Возможно, он известен как создатель целого ряда фильмов категории «B» с кровищей, огнестрелом, поножовщиной и полуголыми женщинами, но, сделав себя сам, Родригес выработал и свой собственный стиль, что позволяет отнести его к категории auteur, то есть режиссера авторского кино (а теория авторского кино опять же отсылает нас к Франсуа Трюффо, придумавшему ее). Сегодня, когда можно снять фильм на айфон и выпустить его в широкий прокат, пришло идеальное время самоучек, и Родригес — хороший для них пример.
Конечно, Родригеса стоит хвалить не только как DIY-режиссера, в конце концов он мог бы делать все сам и делать это плохо. Родригез — настоящий синефил, который понимает, что кино цепляет, когда входит в контакт с аудиторией. Поэтому его фильмы всегда вызывают какие-то эмоции, будь то страх или смех (и да, с чувством юмора у Родригеса порядок). Другая важная черта картин Родригеса — аутентичность. Он никогда не отказывался от своих мексиканских корней, использовал их и вдохновлялся мексиканской культурой, которую он часто ловко мешает с американской для яркости образов и лучшего восприятия широкой аудиторией. Более того, Родригес старается привлекать к совместной работе как можно больше людей латиноамериканского происхождения, таким образом создавая то самое расовое разнообразие в кино, за которое пытаются бороться в Голливуде.
Несмотря на достижения Родригеса, о нем, кажется, начинают забывать, хотя когда-то его «Отчаянный», «Дети шпионов», «Четыре комнаты» и «Факультет» были важными звездами в плеяде кинолент, на которых выросли сегодняшние 20-летние. Его последний полнометражный фильм вышел в 2014 году — это был «Город грехов — 2: Женщина, ради которой стоит убивать», довольно успешный в прокате, но разруганный критиками. Скоро, однако, мы узнаем, сможет ли Роберт Родригес веско напомнить о себе: в конце года в мировой прокат (в начале 2019-го — в российский) выйдет его новая работа — «Алита: Боевой ангел», снятая по японской манге Юкито Кисиро «Battle Angel».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7