«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры»

В августе на «Кинопоиске» начались «Игры» — сериал про подготовку Олимпиады-1980 в Москве, один из самых масштабных российских кинопроектов в этом году. Перед премьерой корреспондент BURO. Катя Загвоздкина поговорила с художником по костюмам Натальей Каневской — о сотнях костюмов для массовки, сложностях в работе над олимпийской формой и о том, чем работа в кино иногда похожа на работу сыщика.


«Игры» — очень масштабный проект. Когда вам его предложили, не испугало, что будет так много работы?

Честно говоря, я не думала, что ее будет настолько много — в нашей работе часто ожидания и реальность не сходятся. Я понимала, что проект масштабный, сложный, что будет много персонажей, что есть олимпийская спортивная форма, которую нужно восстанавливать, но это меня не пугало — вместо этого был азарт.


Расскажите о референсах для костюмов?

Мы пересматривали фильмы той эпохи — и советские, и некоторые американские, потому что у нас есть герои-иностранцы. Например, «Служебный роман», «Вся президентская рать», в котором Роберт Редфорд и Дастин Хоффман играют журналистов, — у нас тоже есть американская редакция. Мы с ассистентами без конца смотрели документалки про Олимпиаду. Есть знаменитый «О спорт, ты — мир!», который был снят на следующий год после Олимпиады — мы его выучили практически наизусть. Несколько документалок про Олимпиаду-80 вышли в преддверии сочинской в 2014-ом. Мы заказали разные книги и журналы, связанные с Олимпийскими играми, на «Авито». Например, нашли внушительную подборку 1981 года «Олимпийские чемпионы», в которой каждый номер посвящен какому-то одному спортсмену. Они оказались очень полезными — в этих журналах есть и тренировки, и соревнования, и чемпионы за кадром с семьей, в кругу друзей. Информации много — и можно было копать ее бесконечно. Но в работе художника по костюмам важно в какой-то момент остановиться — все-таки мы не историки, не пишем диссертацию. У меня нет задачи воссоздать все точно так, как было, — мы снимаем кино и придумываем свой мир на основе того, что узнали про Олимпиаду.


То, что носят герои в обычной жизни, — это винтаж из 80-х?

Я очень старалась, чтобы на всех главных героях была винтажная одежда. Конечно, есть технические дубли вещей, которые мы сами пошили — просто невозможно найти три одинаковые блузки из 80-х для съемок. Но практически все основные костюмы, пиджаки, джинсы, брюки, галстуки — это настоящий винтаж. Правда, некоторые сочетания цветов подобраны более современно — я играла с ними так, чтобы и сегодняшнему зрителю герои казались стильными.


Мне нравится, как одет герой Григория Верника — его замшевые пиджаки выглядят очень модно и сейчас. Как придумывался его образ?

Очень важно не просто найти одежду той эпохи, но и передать характер героя: одежда — информация, нужно показать, кого зритель видит на экране, еще до того, как герой начал говорить. Игорь, герой Гриши Верника, — сын начальника продуктовой базы, он окончил МГИМО. И то, как Игорь одет, открывает ему любые двери — его пускают в закрытые рестораны, в «Интурист», куда обычный человек не попал бы.

Яркие замшевые или вельветовые пиджаки тогда были в моде — это такой привет и от моего папы, Леонида Каневского, и его друзей-актеров, которые их носили. Это была статусная вещь: если в наше время можно определить социальное положение женщин по очень дорогой сумке, тогда о статусе говорил замшевый пиджак. Такой пиджак мог быть у такого человека, который все может достать — от билетов на «Иоганну» до черной икры. У Игоря несколько пиджаков: на тусовку с друзьями он надевает более яркий, на работу — сдержанный синий и бежевый. Что, конечно, не соответствует реальности: для советского человека в те годы один пиджак — это уже целое состояние, в 80-е годы даже у очень богатых мажорных детей не могло быть пять замшевых пиджаков! Но мы с режиссером и продюсером решили, что так статус героя будет понятнее современному зрителю.


Другая главная героиня, которую играет Мария Карпова, одета гораздо строже.

Для Иры, героини Маши Карповой, одежда, наоборот, не играет никакой роли. Она такой настоящий советский человек — считает, что внешнее не должно отвлекать от внутренних качеств. Я для себя решила — это нигде не прописано в сценарии, это я сама придумала, — что одежду для Иры покупает мама. Поэтому, когда выбирала гардероб для нее, старалась немножко думать как ее мама. Например: вот хороший костюмчик приятного зеленого цвета, который Ира может носить на службу — в нем она будет выделяться на фоне серых мышек, которые с ней работают. Второй костюм Иры, кстати, тоже яркий — очень модного в то время терракотового.


Вам нужно было одеть не только героев в повседневной жизни, но и на тренировках, и на Олимпийских играх. Как работали над спортивной формой?

На Олимпиаде были не только спортсмены, но и журналисты, организаторы, судьи, волонтеры, разные помощники. Пришлось буквально по крупицам собирать коллаж — как выглядела эта разноцветная, разномастная толпа. Фактически мы работали сыщиками: сначала из документалок узнавали, кто во что был одет, а затем начинали поиски самих костюмов.

Мы искали их повсюду — из документальных фильмов я выписывала имена людей, которые рассказывали об Олимпиаде, находила их в соцсетях, звонила и спрашивала, осталось ли у них что-то из формы. И наши поиски увенчались успехом: мы нашли людей, которые работали в оргкомитете Олимпиады, как и герои сериала. От них получили несколько бирюзовых спортивных курток, в которых на Играх ходил весь технический персонал — помощники, ассистенты, переводчики. И дальше уже по ним шили форму других цветов и для других героев. Операторы, журналисты, репортеры, например, носили красную форму.

Сложнее всего было с оргкомитетчиками — они не попадали в кадр, в отличие от спортсменов. От людей, связанных с Олимпиадой, мы узнали, что они ходили в белых костюмах с эмблемой Олимпиады. Нам чудом удалось найти в соцсетях женщину, мама которой работала на Играх врачом, — у нее сохранился белый костюм, по которому мы сшили костюм для Иры. Конечно, историки найдут к чему придраться, но мы сделали все олимпийские костюмы максимально похожими на те, что были в действительности — это не какие-то фантазии на тему, у нас все очень близко к оригиналу.


Что было самым сложным в работе над костюмами для «Игр»?

Большая сложность в этом проекте была не с главными героями, она заключалась в том, как правильно одеть огромное количество массовки, которая тоже должна быть в форме. Например, есть сцена награждения, в которой наш спортсмен получает золотую медаль. Но кто-то должен стоять на пьедестале на втором и на третьем местах, есть судья, который надевает медаль, представители МОК из разных стран, девушки, которые выносили подносы с медалями, арбитры — все они одеты в разные костюмы. Получается, чтобы снять одну маленькую сцену, нужно было сшить где-то десять разных аутентичных костюмов.

Еще одна показательная в этом плане сцена — открытие Олимпиады. Мы знали, как выглядела наша сборная и девушки в красных сарафанах, которые несли таблички с названиями стран. Кстати, эти платья были сшиты по эскизам Вячеслава Зайцева. Есть и сами эскизы, и огромное количество фотографий спортсменов во всех ракурсах. Но кроме советской, в кадр должны были попасть сборные из других стран: мы решили, что это будут команды Испании и Эфиопии — и сшили форму и для них.

Были и непредвиденные сложности. Стандарты в спорте за 40 лет сильно поменялись. Например, в легкой атлетике сейчас другая ширина брусьев — современные спортсмены не могли выполнять упражнения на тех, которые были во времена Олимпиады. Изменилась и спортивная форма. Мы купили аутентичную обувь для велосипедистов на велотреке, очень радовались, что она нашлась — но спортсмены не смогли в ней кататься, потому что она не подходила к их креплениям на велосипедах. В результате они были в современной обуви, которую мы прятали в кадре.


Не считали, сколько всего костюмов сшили для сериала?

Я начала считать, но сбилась — минимум 200–300.


Оставили себе что-то со съемок?

Мы напечатали для всей съемочной группы по футболке с Олимпиадой, сделанной по старым лекалам ­— это была идея нашего шоураннера Александры Ремизовой. Такие ярко-красные футболки, которые на Олимпийских играх носили операторы, остались у каждого члена съемочной группы.

Кадр со съемок сериала «Игры» 


Что самое сложное в работе художника по костюмам?

Не знаю, что самое сложное, но самое главное — придумать такую идею, которая сработает на весь проект. Например, в «Чебурашке» я решила, что это параллельный мир, такая современная сказка, где все немножко преувеличенное, приукрашенное. Когда говорят «Чебурашка», сразу возникают воспоминания из детства, в них все более яркое, более красивое, чем, может, было на самом деле. Я хотела это ощущение передать в фильме.


Вы, кстати, работали над костюмами для сериала «Содержанки». А какая там была главная идея?

Мы хотели показать настоящую гламурную московскую жизнь. Главная идея была в том, что у нас все настоящее: мы действительно одеваем героинь в ЦУМе, у них настоящие бриллианты за десятки миллионов, настоящие сумки Dior и Louis Vuitton и так далее.

Мы тогда сделали то, что никто до нас не делал. До этого сериалы про олигархов, про богатую жизнь выглядели немножко ненатурально — это были как будто богатые женщины, как будто бы бриллианты. Мы делали все вечеринки и выходы так, чтобы люди, которые на такие мероприятия ходят, не отличили бы их от настоящих тусовок. Нам было очень важно сделать все узнаваемо, документально — на самом деле, похожая идея на ту, что в нашем сериале про Олимпиаду.

Конечно, было очень интересно наблюдать, как актрисы, надевая все это, преображались. И без ложной скромности скажу, что у них после «Содержанок» немного поменялся стиль. Мы недавно после большого перерыва работали с Дашей Мороз, и я вижу, что очень многие вещи из гардероба Лены из «Содержанок» перекочевали в ее личный гардероб.


Есть образ из «Содержанок», который особенно запомнился?

В заставке Софья Эрнст идет по лестнице в вечернем платье Oscar de la Renta — красоты небесной, полностью расшитом вручную и баснословно дорогом. Это платье стоило больше, чем съемочная смена — и всех трясло от мысли, что что-то с ним случится. Но, слава богу, все прошло хорошо.


Вам охотно давали такие дорогие вещи на съемки?

В первом сезоне у нас была договоренность с Mercury. А так как первый сезон сильно прогремел, со второго мне уже было гораздо легче — я могла прийти в любой шоурум, и все — и мировые бренды, и российские дизайнеры — с готовностью предоставляли вещи для «Содержанок».


Интересно, что у вас есть собственный бренд одежды. Как он появился?

Я шила одежду для кинопроектов — и часто было жаль, что она существует в единственном экземпляре, настолько эти вещи были классные. Кто-то видел их в кадре, и мне начинали писать и звонить с просьбой сделать что-то похожее. У меня не очень раскрученные соцсети, но меня все равно находили поклонницы и спрашивали, а где взять это платье, а где взять такую юбку. После выхода «Содержанок» меня прямо забросали такими вопросами. И в результате получилось, что какие-то хиты, придуманные для героинь «Содержанок», превратились в первые экземпляры одежды в коллекции.

И до сих пор каждая моя коллекция пересекается с теми проектами, над которыми я работаю в кино. Последние две капсулы, например, сделаны под влиянием 80-х — бархат, вельвет, расширенные плечи.

Героини сериала «Игры» в Natali Kanevski


Кто из художников по костюмам и дизайнеров вам нравится?

Я начинала как театральный художник, и мне нравятся люди, которые хорошо понимают про театральное действие, такие панки от моды — Вивьен Вествуд, Марк Джейкобс, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье. Но я слежу за многими дизайнерами и кроме этих и постоянно открываю для себя новые имена.

Моя любимая художница по костюмам — Патриция Филд, которая работала над «Сексом в большом городе» и сейчас над «Эмили в Париже». Она сделала все культовые проекты с костюмами — не историческими, а именно современными. Ей уже за 80, а для меня она до сих пор служит вдохновением. Кстати, над продолжением «Секса в большом городе» работала не она — и я вижу большую разницу между тем, что было, и что сейчас.


Не устали от кино?

Наоборот, меня очень заряжает эта работа! Кино — это искусство коллективное, и я очень люблю начальный этап, который предшествует съемкам: общение с режиссером и всей командой, когда на читках решается, как будет выглядеть проект, разбор сценария, утверждение актеров — от них тоже ты отталкиваешься и придумываешь костюмы. Меня ни на секунду это не утомляет, и каждый следующий проект я жду с большим нетерпением и интересом.

21.08.24, 17:24