«Свет»: 5 причин посмотреть психологическую драму Антона Коломейца
Сегодня в прокат выходит новая картина Антона Коломейца «Свет» с Еленой Яковлевой в главной роли. Лента была отмечена на кинофестивале в Выборге призом за лучший фильм и дипломом жюри за лучший актерский ансамбль. Нашли пять причин увидеть это кино на большом экране.
Что может быть примечательного в истории простой 59-летней женщины из северного российского городка, большую часть жизни проработавшей в соцслужбе по уходу за пожилыми людьми? Пожалуй, можно рассказать о тяготах ее дела, превратив нарратив в жесткую социальную драму. Нет-нет, Татьяна Сергеевна — так зовут эту женщину — любит работу и подопечных, о которых искренне беспокоится. Может быть, она глубоко несчастна в личной жизни? Вышла бы приличная семейная драма. И снова нет, Татьяна Сергеевна в браке больше 30 лет. Тогда из чего же в ее истории рождается драма? Антон Коломеец отвечает на этот вопрос в высшей степени нетривиально, сосредотачиваясь на внутренней стороне ее жизни. Накануне шестидесятилетия Татьяну Сергеевну начинают беспокоить непрошено встающие перед ее внутренним взором сцены из юности — времени, когда дружба казалось вечной (как сама жизнь), а чувства беззастенчиво вырывались наружу. Есть нечто в этих воспоминаниях, что из эгоистичной и нелюдимой Тани превратило ее в любимую всеми Татьяну. Режиссер доказывает, что жизнь каждого, даже самого непримечательного на первый взгляд, человека хранит истории, которые достойны того, чтобы быть услышанными.
«Свет» всего лишь вторая полнометражная работа Антона Коломейца. Дебютная драма взросления «Ваш репетитор», показанная на «Кинотавре», обратила на себя внимание умением режиссера создавать в кадре почти ощутимое физически настроение. Атмосферным получился и «Свет», в котором Коломеец проявил себя как более зрелый автор. Он чутко и ненавязчиво погружает нас в интроспективное путешествие во внутренний мир героини — настоящее и прошлое Татьяны сменяют друг друга бесшовно, незаметно, за счет смысловых и монтажных рифм.
В центре сюжета картины исключительно женщины — дочери, матери, подруги, — чьим образам Коломеец сумел придать удивительную живость и объем. Юная упрямица Таня, боящаяся мира, ее лучшая школьная подруга Марина, без раздумий готовая этот мир покорить, их вечно занятые, уставшие, грубоватые, но любящие матери и сама Татьяна Сергеевна, заботливая до комизма, — все они дышат, живут в кадре, не редуцированы до сюжетной функции. В российском кино давно не было настолько полнокровных героинь.
На кинофестивале в Выборге «Свет» был награжден призом за лучший актерский ансамбль. Главную роль исполнила Елена Яковлева — ее Татьяна Сергеевна получилась фигурой и драматической, и неуклюже комической. Она испытывает одновременно гордость за дело, которым занимается, и беззащитность, уязвимость перед миром. Удалось ей и сообщить необходимую для истории глубину — Татьяна все больше отрешается от действительности, существуя одновременно в двух таймлайнах. Впрочем, отметить можно весь каст картины, в котором пока много малоизвестных (и незаслуженно) имен. Роль юной Тани исполнила Дарья Коныжева. К ее трогательно неловкой и колючей героине невольно начинаешь испытывать симпатию. Коломеец точно подобрал актрис даже на второстепенные роли (некоторые из них воплотили на экране артистки из его родного новосибирского театра).
«Свет» неуловимо сочетает в себе разнородные элементы. С одной стороны, это жанровая история, но рассказана она по-авторски — с особой интонацией, отступлением от законов и правил сюжетостроения. Коломеец говорит о сложных, скрытых в сознании каждого человека процессах на языке прежде всего чувств, который понятен всякому. Так же своеобразен и образ главной героини — и в юности, и в пору зрелости — драматический, но при этом (не так уж часто) комический. Повествование длится в двух параллельных временных реальностях — уютно заснеженном настоящем и застланном солнцем прошлом, — сущностно между собой связанных. Свет от фильма, несмотря на эту разнородность, льется ровно и спокойно, почти не отбрасывая тень.
22.02.24, 10:30