«Это история не про возраст, а про отсутствие диалога». Режиссер Александр Хант о фильме «Межсезонье»
23 июня в прокат выходит «Межсезонье» — фильм Александра Ханта, которого называют одним из самых интересных российских режиссеров. Пять лет назад он дебютировал криминальной драмой «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». К новому сценарию Хант приступил под впечатлением от трагедии, произошедшей в 2016 году в Пскове, — двое старшеклассников начали перестрелку с полицией, а затем покончили с собой. При этом Хант отмечает, что в «Межсезонье» он рассказывает совсем другую историю. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина узнала у него, может ли взрослый снять правдивую ленту про подростков и легко ли быть молодым в современной России.
Это интервью было взято у Александра Ханта на юбилейном, 20-м фестивале «Дух огня», который прошел в Ханты-Мансийске в феврале. Фильм «Межсезонье» участвовал в основном конкурсе.
Я из Ханты-Мансийска. Однажды в детстве я пошел зимой гулять в лес и заблудился. Тогда чуть не замерз, меня охватило отчаяние, я плакал, кричал. И вдруг увидел человека в странной одежде, который вывел меня из леса. В тот момент я никому не рассказал эту историю, потому что боялся, что меня будут ругать дома. А позже понял, что встретил в лесу ханта в национальном костюме — скорее всего, это был сотрудник музея. В Ханты-Мансийске сейчас сложно встретить хантов и манси (коренные народы Ханты-Мансийского автономного округа. — Прим. BURO.), да еще в национальной одежде. Я в детстве даже не понимал, кто это такие и почему город так называется. Эти слова вообще ничего для меня не значили. Но когда выбирал псевдоним, вспомнил эту историю.
Я так воспринимаю этот мир. Когда приехали на поиски локаций для «Витьки Чеснока» в Тверь, мы с оператором Даниилом Фомичевым быстро поняли, что в попытках найти фактуру (все облупленное и разбитое), мы прячемся от этого пространства. Российская реальность очень пестрая, несуразная, эклектичная. И мы решили двигаться в другом направлении — искать все яркое и кричащее.
Когда перед съемками «Межсезонья» поехали в Екатеринбург, тоже искали цвета и краски. В современном российском кино много серого, но если посмотрите работы современных фотографов, снимающих Россию (Константина Тишше, Перекати-тело), увидите, что у них насыщенная, суперцветная картинка. Так что страну все видят по-разному.
Мне нравится Вонг Кар Вай, особенно его «Счастливы вместе». Еще «Гуммо» Хармони Корина. Нравится «Асса», Динара Асанова и подростковое советское кино. Оно просто великолепное. Это наследие, которое необходимо изучать.
Хочу поправить: трагедия с псковскими ребятами — причина появления нашего фильма, но в «Межсезонье» рассказана не их история. Более того, я осознал, что не имею права рассказывать про Катю и Дениса; если бы я все же решил это сделать, то снял документальный фильм. Путь к «Межсезонью» был длинным и тернистым. Я хорошо помню себя в подростковом возрасте и помню момент, когда ответы взрослых, их суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо, перестают тебя удовлетворять. Ты уже не можешь принять за веру то, что говорят, и чувствуешь, что должен зайти на территорию неизведанного, возможно, чего-то опасного ради того, чтобы сформировать свою картину мира. Помню, например, вставал посреди проезжей части, чтобы машины меня объехали, — так проверял себя.
Мне кажется, Денис и Катя были как раз в этом состоянии, они не были самоубийцами, и трагедии, наверно, можно было бы избежать. Но мне совсем не хочется стать доктором, который ставит диагноз. Я люблю героев своих фильмов. Для меня «Межсезонье» — это история не про возраст, а про отсутствие диалога и непонимание.
Да, это интервью ребят, которые участвовали в пробах «Межсезонья». Мы объявили открытый кастинг на главные роли, любой желающий мог оставить в группе «ВКонтакте» заявку. С теми, кто нам показался интересным, мы связались и попросили записать видео. По результатам этих проб выбрали исполнителей.
Правда, с Женей Виноградовой, которая сыграла Сашу, получилось иначе. Сначала она была кастинг-директором и помогала искать артистов, но потом я понял, что лучшей исполнительницы главной роли, чем она, мне не найти.
Вот я и подумал, что, раз я еще подросток, то могу снять этот фильм. (Улыбается.) А если серьезно, то, общаясь с подростками, чувствую, что между нами есть дистанция. Но это не разрыв — нет такого, что «привет, я взрослый».
Все верно, так и задумывалось. Мы хотели рассказать эту историю через жанр, который для себя определили как подростковая приключенческая и криминальная драма. Для нас было важно, чтобы фильм был с юмором, у него была легкая интонация — не хотел мазать все черной краской. И только в конце зритель упирался в тяжелый финал, который оказывается одновременно неожиданным и ожидаемым.
Кажется, это так получается независимо от меня. Когда я снимал «Витьку Чеснока», казалось, что снимаю про реальность. Но потом начал смотреть материалы и в какой-то момент с ужасом обнаружил, что все какое-то гипертрофированное и преувеличенное. У меня даже была мысль назвать этот фильм социальной сказкой. С «Межсезоньем» получилось то же самое. На монтаже я понял, что имею страсть ко всему гипертрофированному, гротеску, а значит, возможно, не стоит с ней бороться, а нужно ей покориться.
А еще Антоха МС, Алиса Тен, «Дайте танк (!)», «Деревянные киты»! Они попали в фильм в том числе благодаря режиссеру монтажа Кате Трубе. Сначала я хотел, чтобы мы полностью написали музыку для «Межсезонья», и даже попробовал воплотить эту идею. Но, когда монтировали фильм, мы накладывали композиции, просто чтобы что-то звучало в кадре. А потом понял, что этот саундтрек уже прирос к фильму, и в итоге сохранил все песни. Правда, для сцены штурма нам все же написал музыку композитор из Екатеринбурга Лев Соколовский — это единственная композиция, специально созданная для картины.
Вместе с Hype Production над сериалом по книге «Отдел» уральского писателя Алексея Сальникова, который написал «Петровых в гриппе». По сюжету бывший сотрудник ФСБ устраивается на работу в тайный отдел, который выглядит как обычная кочегарка. Но на самом деле сотрудники этого отдела ловят инопланетян, которые выглядят как люди. Нам очень нравится этот сценарий — черная абсурдистская комедия… А может, и драма! Нам очень хочется залезть в это пространство.