Cпойлер: продюсерам, чтобы заработать денег
21 сентября в российский прокат вышел «Kingsman. Золотое кольцо» — продолжение истории о британских шпионах класса люкс, одетых с иголочки (буквально — прикрытием для них служит дорогое ателье) и с аристократическими манерами. В этот раз они встретятся с американскими коллегами из организации Statesman, которые предпочитают смокингам джинсовки и ковбойские шляпы, а заседают и вовсе на заводе по производству виски. Однако, как бы здорово это ни звучало, второй части «Kingsman» абсолютно нечем удивить как обычного зрителя, так и фанатов оригинала.
Кто такой Мэттью Вон. В начале карьеры Мэттью Вон был известен как продюсер фильмов своего друга Гая Ричи — «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», двух, пожалуй, самых «тарантиновских» картин, которые не снял сам Квентин Тарантино. Вон испытал сильное влияние Ричи как в режиссуре, так и в диалогах. От него он позаимствовал скоростной монтаж и остроумных персонажей-тараторок, чьи реплики звучат быстрее, чем их успевает понять зритель. Разве что любовь к цыганам не перенял.
Однако вместо съемок криминальных комедий Вон всерьез занялся адаптациями комиксов — как вполне мейнстримовых («Люди Икс»), так и нишевых, постмодернистких, которых разбирали на атомы клише определенных жанров — супергероического («Пипец», также известный как «Мордобой») и шпионского (собственно, «Kingsman»). В обоих случаях мы видим блестящее совпадение между режиссером и материалом — ироничный британец Мэттью Вон адаптировал для большого экрана сюжеты не менее ироничного шотландца Марка Миллара.
За что мы полюбили фильм «Kingsman. Секретная служба». Комикс «Kingsman» был деконструкцией классического британского кино о шпионах, а именно бондианы. Миллар взял нелепые штампы и как следует их простебал. Эксцентричные злодеи с мегаломанскими планами, гаджеты, которые помещаются в самых странных бытовых предметах — агент 007 получил за все.
Да и сам сюжет нельзя было воспринимать всерьез. В ряды английской разведки попадал обычный парень с улицы и махом утирал нос всем выпускникам элитных школ и академий. В отличие от десятков подобных фильмов (взять «Людей в черном» хотя бы) в «Kingsman» просматривался довольно острый месседж — изолированная от простого народа аристократия рано или поздно придет в упадок и выродится.
Заслуга Вона была в выборе правильной тональности. Пародия может откровенно разносить первоисточник (среди таких фильмов — «Неистребимый шпион», серия «Остин Пауэрс» и недавний «Шпион» с Мелиссой Маккарти), а может относится к нему почтительно, едва ли не по-дружески подкалывая за отдельные моменты. Именно таким и стал «Kingsman. Секретная служба» — слегка абсурдным, но не гротескным. Кроме того, в нем разыгрывалась вполне понятная история Золушки — гоповатый Эггзи под руководством наставника становился настоящим джентльменом, но при этом не забывал о корнях. Благодаря этому он и становился супершпионом.
Из всего этого можно сделать вывод, что схема «Kingsman» сама по себе одноразовая. У пародии не так много путей развития. Самый очевидный — избрать новые объекты для деконструкции. Скажем, взять новые, «реалистичные» фильмы о Бонде и проехаться уже по ним. Когда студия объявила, что во второй части покажут американские спецслужбы из Statesman, было бы логичным предположить, что «Kingsman 2» будет вышучивать агентов-янки вроде Итана Ханта («Миссия невыполнима») и Джека Бауэра («24 часа»). Кстати, столкнуть две шпионские традиции, русскую и американскую, уже пытался Гай Ричи в «Агентах А.Н.К.Л.», но критики и зрители не оценили его стараний.
Почему «Kingsman. Золотое кольцо» не удался. Две трети этого текста — про первую часть «Kingsman». Проблема в том, что о сиквеле толком нечего сказать — он не осваивает новое шпионское кино, не высмеивает американских агентов и никуда не двигает общую историю. В других франчайзах подобные кризисы случаются части этак к пятой-шестой, а здесь он наступил уже на первом продолжении. Остается только недоумевать, как за три года производства Вон и компания умудрились выдать настолько безыдейное продолжение. Слова о «превосходном сценарии» и «высоких амбициях» оказались типичным маркетинговым пустозвонством. Вторая часть тянет на автопародию с парафразами лучших шуток и эпизодов из «Секретной службы».
Видимо, продюсеры решили, что перед ними идеальная схема, которую можно просто набить новым содержанием. Вместо эпизодического Марка Хэмилла (Люк Скайуокер из «Звездных войн») здесь поп-певец Элтон Джон, вместо Майкла Кейна в роли руководителя спецслужбы — Джефф Бриджес, а вместо фриковатого Сэмюэла Л. Джексона столь же фриковатая Джулианна Мур. Проблема в том, что большинство новых актеров едва заслуживают места на постере. Так и тянет посмотреть «Золотое кольцо» с секундомером и высчитать, насколько ничтожное экранное время выдали Ченнингу Татуму и Холли Берри. И это при хронометраже в два с лишним часа.
Про подобные сиквелы чем меньше сказано, тем лучше. Казалось бы, создатели выждали необходимую паузу, не стали гнать производственный график, но все равно не смогли выдумать ничего нового. Все это напоминает эпизод из «Казино „Рояль“» , где разоренный Бонд подходит к барной стойке и заказывает водку с мартини. Официант деловито интересуется: «Взболтать или смешать?» Бонд устало на него смотрит: «Я что выгляжу как человек, которому не плевать?» «Золотое кольцо» — это все тот же мартини с водкой, но смешать его как-то иначе, чем в прошлый раз, не смогли.
Другие истории
Подборка Buro 24/7